Империя инков

Крупнейшим государством в доколонизационной Южной Америке — как по площади, так и по количеству населения — была Империя инков. Располагалась она на территории современных Перу, Эквадора, Боливии, и занимала часть земель Аргентины, Колумбии и Чили. Как и некоторые другие цивилизации, Империя инков была уничтожена испанскими завоевателями к концу XIV века.

Археологические исследования показывают, что возникшая в XI веке нашей эры огромная империя унаследовала большую часть своих достижений от предшествовавших ей (или завоёванных ею) цивилизаций: мочика, чиму, наска, уари и чачапойя.

Интересно, что в обиходе закрепилось неправильное представление о том, что Империя инков была населена инками. На самом деле Инка — это был титул правителя империи; испанские же конкистадоры называли так без разбору всех подданных империи. Большую часть населения Империи инков на самом деле составлял народ кечуа, а сами они называли свою страну Тауантинсуйу.

Тауантинсуйу (название можно перевести как «четыре объединённые провинции») окончательно сформировалась в XII веке с центром в городе Куско и верховным правителем —легендарным Инкой Манко Капакой. После создания границы Империи постоянно расширялись, причём инки проявляли большее миролюбие, чем многие уже знакомые нам цивилизации: они не только завоёвывали соседние государства силой, но и использовали тактику привлечения на свою сторону их правителей с последующим «добровольным» присоединением к Империи.

На покорённых землях инки насаждали единый язык, единые законы и обязательное поклонение единому общеимперскому богу — богу солнца Инти. При этом местная знать и жречество сохраняли своё положение, и поклонение местным богам отнюдь не возбранялось. На пике расцвета государство инков было одним из крупнейших на Земле, население его по разным оценкам насчитывало от 6 до 12 миллионов человек.
Империя инков характеризовалась сложной и разветвленной транспортной и ирригационной инфраструктурой.

дорога инков

Сохранившаяся до наших дней дорога инков, ведущая к руинам города Мачу-Пикчу.

Общая протяженность дорог составляла не менее 25 тысяч километров, главными же были четыре дороги, пересекавшие всю территорию империи с центром в городе Куско. Поскольку аборигенам Америки, как вы помните, не было известно колесо, в горных районах дороги чаще всего были ступенчатыми — по ним либо перемещались пешком, либо перевозили товары на вьючных животных, ламах. Дороги инков, которые проходили по тихоокеанскому побережью, огораживались с двух сторон глинобитными стенами, защищавшими от ветра, солнца и песчаных заносов. В болотистых местностях для дорог делалась насыпь, через реки перекидывались подвесные канатные мосты, или строились более надёжные каменные.

Как и ацтеки, инки большое внимание уделяли охране порядка и заботе о дорогах — единственном способе сообщения между городами. На каждой дороге через чётко определенные расстояния были расположены постоялые дворы для путников, были также установлены межевые столбы, отмечавшие расстояние. Были и отличия: например, у инков действовала почтовая служба, передававшая сообщения и документы из города в город.
Существуют и другие свидетельства высокого уровня цивилизации инков-кечуа. В городе Куско и некоторых других городах был построен водопровод, по эффективности не уступающий водопроводам древнего Рима. Однако,в отличие от римского, такой водопровод был построенный без использования вредного для здоровья свинца.