Культура наска

На территории южного побережья Перу развивалась ещё одна интересная археологическая культура под названием наска, существовавшая со II века до н.э. по VI век н. э. Наска имели (или унаследовали от предыдущей культуры) глубокие знания о мелиорации и ирригации. До нашего времени частично сохранилась созданная этой культурой система акведуков возле города Наска в Перу.

Из 36 известных источников, большинство функционирует и по сей день, снабжая водой эту засушливую, пустынную местность. Керамические изделия наска, как и остальная керамика коренного населения Нового Света, изготовлены без использования гончарного круга и представлены предметами обихода и фигурами наска различных животных и птиц.

керамическая фигурка наска

Керамическая фигурка (предположительно, изображающая касатку) работы наска.

В росписи использовано четыре основных цвета: чёрный, белый, красный и оранжевый; рисунки же угловаты и стилизованы, иногда в виде орнамента. Подобные изображения вытканы наска и на изделиях из шерсти ламы, сохранившихся в засушливом климате плато и попавших в экспозиции современных музеев.
Культура наска более всего известна как создатель гигантских геометрических изображений — геоглифов, которые так и называют — линии наска. Это огромные фигурные рисунки в пустыне, расположенные на плато Наска, и различимые лишь с высоты птичьего полёта. Борозды около 135 см шириной и 40–50 см глубиной на чёрной поверхности камня образуют белые полосы, которые с увеличением высоты складываются в фигуры птиц (колибри и кондора), обезьяны, собаки, паука, а так же в треугольники, спирали и прямые линии.

Колибри имеет длину около 50 метров, паук — 46, ящерица простирается на 180 метров. Авторство этих рисунков приписывается наска, что косвенно подтверждается анализом деревянных свай, расположенных на концах каждого рисунка и, возможно, игравших роль координатной сетки при рисовании, а также обнаружением эскизов некоторых изображений на керамических изделиях. Обе этих археологических находки принадлежат тому же времени, что и остатки поселений наска на плато.

линии наска колибри

Линии наска в форме колибри

Но настоящие разногласия среди исследователей культуры наска вызывает вопрос о назначении этих рисунков и линий. Некоторые версии утверждают о необходимости художественного самовыражения культуры наска, которое привело к созданию этих геометрических изображений. Приписывается им и ритуальное значение. Так же исследователи высказывают версии, что линии могли использоваться как гигантские диаграммы движения созвездий или как огромный календарь.

линии наска обезьяны

Линии наска в форме обезьяны

 

В популярной (но не слишком научной) литературе часто высказывается версия, что линии наска предназначены для навигации при взлёте и посадке космических кораблей пришельцев. К сожалению, авторы этих версий не объясняют, почему у пришельцев, овладевших способами передвижения в межзвёздном пространстве, не нашлось более совершенных технологий для ориентации на местности.

Над гигантскими изображениями на плато Наска возвышается церемониальный и религиозный центр культуры наска — Кауачи, обнаруженный лишь в начале ХХ-го века. В настоящее время установлено, что он был местом паломничества и жертвоприношений для древних перуанцев. На сравнительно небольшой территории расположено около 40 курганов, на вершинах которых построены глинобитные сооружения. Самым большим из них является Большой Храм, многоступенчатая пирамида высотой около 20 метров.

руины города кауачи

Руины города Кауачи

 

Население Кауачи не было многочисленным, но увеличивалось в связи с массовым притоком жрецов и паломников во время церемоний. Это редкий случай, когда гибель месоамериканского города не была никак связана с испанскими конкистадорами — в конце IV века один за другим последовали два природных катаклизма: землетрясение и наводнение, — которые погребли под слоем песка практически весь город.