Доколумбовы культуры Америки

Настало время познакомиться с культурой и искусством американских индейцев. Наверняка вы уже многое о них слышали, и неоднократно видели их — в кино, в мультфильмах, в компьютерных играх. Однако в массовой культуре, как правило, при изображении индейцев многие сведения искажаются, путаются и упрощаются. Многое из того, во что мы привыкли верить, при глубоком изучении предмета оказывается не совсем верным.

Проблема здесь ещё и в том, что нам часто хочется воспринимать «американских индейцев» как какую-то единую, монолитную цивилизацию, подобно тому, как мы воспринимаем древних египтян, древних греков или средневековых европейцев. А это совершенно не так.

На территории Северной и Южной Америк на протяжении нескольких тысяч лет появлялись, развивались и исчезали совершенно разные цивилизации, многие из которых никогда не слышали друг о друге. Соответственно, каждая из этих цивилизаций отличалась от других — у них были различные религиозные верования, социальное и политическое устройство, и как следствие, у них было совершенно разное искусство и разная культура.

О многих из этих цивилизаций и народов сведения крайне обрывочны и не слишком достоверны; больше всего известно, конечно же, о тех народах и культурах, которые застали европейцы при покорении Америки. О более древних цивилизациях мы можем знать только по историческим памятникам и по тем сведениям, которые сохранились у других, более молодых цивилизаций. И даже им не всегда можно доверять, как мы с вами вскоре убедимся.

Все эти разные народы и цивилизации принято объединять под названием «доколумбовы культуры» — то есть те культуры, которые развились до открытия Колумбом Америки, и до начала колонизации Нового Света европейцами. На протяжении тысяч лет коренное население Америки развивалось совершенно отдельно от остального мира, без каких бы то ни было контактов с другими народами (ну, это если отбросить мифы об Атлантиде, космических пришельцах и прочие непопулярные среди учёных теории).

По сравнению с европейской цивилизацией, доколумбовы народы могут считаться отсталыми — им не были известны верховая езда, огнестрельное оружие и даже колесо! Конечно, у них были свои достижения, в чём-то превосходившие европейские, но в эпоху покорения Америки им нечего было противопоставить воинственным и несравнимо лучше подготовленным колонизаторам. Поэтому, строго говоря, эти культуры и называются доколумбовыми — потому что после Колумба, и после европейских переселенцев, никаких культур уже не осталось.

При этом, повторимся, культуры были совершенно разные. Здесь также можно выявить некоторые закономерности. К примеру, в Северной Америке цивилизации были в большей степени кочевыми и не оставили значительных памятников архитектуры, поскольку народы постоянно перемещались с места на место, и им было не до того, чтобы строить пирамиды или храмы.

В Мексике и Центральной Америке, где был более благоприятный климат, и борьба за выживание не стояла так остро, цивилизации были оседлыми и более развитыми, поэтому им удалось оставить после себя множество интересных архитектурных сооружений. В Южной Америке, климат которой никогда не отличался гостеприимством, сравнительно высокоразвитые цивилизации были только на западном, тихоокеанском побережье, а индейцы, живущие в джунглях, в большинстве своём остались на первобытных стадиях развития.

Пример символизма

Пример символизма в искусстве индейцев:
ацтекское изображение устройства мироздания.

Нас интересует также то, как воспринимались культура и искусство американских индейцев европейцами, и в каком виде они вошли в массовое сознание. Возможно, вам будет интересно узнать, что ирокезы не носили причёсок «ирокез», а ацтеки, хотя и вырезáли сердца из своих сограждан, но при этом вообще не знали, что такое «разбойное нападение» или «ограбление», так как поддерживали в своей империи закон и порядок, какой и не снился нашим странам.

Но не менее важно учитывать и то, как принято воспринимать и изображать индейцев в массовой культуре. В конце концов, точное изображение индейской культуры может быть попросту неубедительным для рядового зрителя, который за многие годы привык воспринимать их по-другому. В этом тоже кроется известная сложность работы художника или дизайнера.

Само же искусство индейцев, известное нам как по памятникам архитектуры, так и по легко узнаваемым традициям постройки жилищ, характерным предметам одежды, украшениям, — достаточно любопытно, и, безусловно, резко отличается от искусства других народов. Именно поэтому уже многие десятилетия дизайнеры беззастенчиво черпают вдохновение в доколумбовых культурах. Здесь вы увидите некоторые примеры того, как дизайнеры использовали (и продолжают использовать) элементы индейской культуры для стилизации и придания дизайну «чужеродного», «непривычного» вида. Искусство индейцев напомнило европейским колонизаторам об искусстве других древних народов — например, об искусстве Древнего Египта, и имеет с ним ряд общих черт.

Оно так же стилизовано, так же примитивно с формальной точки зрения, оно не является реалистичным, зато в высшей степени формализовано: существовали жёсткие, точные правила и традиции изображения, которым были обязаны подчиняться индейские художники и ремесленники.

На протяжении нашего знакомства с доколумбовыми цивилизациями вам может показаться, что искусство и культура отдельных народов имеют мало общего между собой. Это нормально, поскольку наш рассказ охватывает тысячи лет истории и два огромных континента. В таком объёме информации не мудрено запутаться, да и одной статьи, конечно же, недостаточно для глубокого и подробного знакомства.