Жилища индейцев

Кто же не помнит мультфильм «Каникулы в Простоквашино», в котором Шарик как-то рисовал Матроскину «индейскую национальную народную избу»? Но, оказывается, не учивший историю искусств, Шарик нарисовал совсем не вигвам, а самое настоящее типи. Конечно, трудно требовать от необразованного Шарика соблюдения исторической точности,  но в дизайне такие ошибки допускать, мягко скажем, нежелательно.

Вигвамы — это ещё один хорошо закрепившийся элемент образа индейских народов, однако в подавляющем большинстве случаев их изображают и представляют себе неправильно. Настоящий вигвам имеет куполообразную форму, и делается из веток, коры и циновок, которые крепятся на каркасе куполообразной формы. Вигвам во многом похож на жилища других кочевых народов — например, на монгольские юрты.

вигвам

Так на самом деле выглядит вигвам.

 

А то, что получилось нарисовать у Шарика — это, как уже было сказано выше, типи, жилище конической формы, распространённое среди индейских племён Великих равнин и Центральной Америки. Оно строилось преимущественно из шкур, натянутых на каркас, а после начала торговли с европейцами индейцы также использовали для его изготовления более лёгкую и прочную парусину.

Со временем типи обросли большим символическим значением. Они всегда были повёрнуты на восток из сугубо практических соображений: на Великих Равнинах ветер дует преимущественно с запада. Также они строились под наклоном к востоку, чтобы легче выдерживать порывы ветра. Однако впоследствии индейцы придумывали другие объяснения: например, индейцы племени черноногих утверждали, что вход в типи находится на востоке, чтобы при выходе из жилища утром первым делом приветствовать восходящее солнце.

типи

Типи — конической формы жилище индейцев племени сиу

Типи были круглой формы, а для большинства индейских культур круг был священным символом. С кругом могли отождествляться круговорот времён года, цикличные миграции стад бизонов (а с ними и самих индейцев). Даже отдельные детали типи получили своё символичное значение: земляной пол символизировал землю, стены — небо, а шесты каркаса — «дороги» с земли в мир духов.