Египет. Скульптура периода Древнего царства

Общая характеристика

Лишившись своего мумифицированного тела, человек не мог продолжать существование в потустороннем мире. Чтобы этого избежать, в гробницы ставился скульптурный портрет умершего. Исполняя роль вместилища «ка» (энергетического двойника) покойного, скульптурное изображение должно было полностью передавать особенности человеческого тела.

Опираясь на религиозные представления, скульптурный портрет представлял собой сложное сочетание первообраза человека, когда-то созданного богами и его индивидуальных черт. Существование в вечности предполагало условность поз и жестов, использование условного цвета. Соответствие основных направляющих тела архитектуре придавало образам торжественную монументальность и отражало высокое социальное положение умершего. Ликвидация скульптором возрастных изменений человеческого тела даровала покойному вечную молодость.

Скульптура

Каноном были закреплены особые типы изображений: статуя стоящая (царевич Каапер); статуя сидящая (царевич Хемиун, царевич Рахотеп и его жена Нофрет); композиции писцов (писец Каи); кубические статуи (зодчий Сенмут с царевной Нефрура).

Особо выделяются осирические статуи и сфинксы (сфинкс фараона Хефрена). Осирические статуи являли фараона в образе бога Осириса. Умерший фараон соединялся в единое целое с богом, и в скульптурном изображении реальные человеческие черты монументализированы божественным величием. Образ сфинкса наиболее полно отражал идею царской власти.

Сфинкс, соединял в себе божество в его животном воплощении (любимая дочь бога Ра — Сехмет (Могущественная) в образе львицы) и человека. Такое соединение выглядело манифестацией могущества фараона, демонстрацией его родства с богами. Сфинкс являлся символом разума и силы.