Искусство Амарны

За время правления Аменхотепа III обострились отношения между фараоном и многочисленным фиванским жречеством. Когда на престол вступил Аменхотеп IV, конфликт стал открытым. В конце концов Аменхотеп IV отменил культ старых богов, ввел поклонение солнечному диску — Атону и, взяв имя — Полезный Атону (Эхнатон), объявил себя единственным проводником божественной власти. Фараон не ставил задачи изменить искусство, но новая религия потребовала нового изобразительного языка. Поэтому в искусстве этого периода соединились традиции и новации.

Архитектура

Храмовая архитектура Фив была посвящена богу Амону-Ра. Для нового бога фараон основал новую столицу — город Ахетатон (сегодня на его месте поселение Эль Амарна). Город должен был отстроен быстро, что определило в качестве конструкционного материала кирпич, побелённый под известняк. Отсутствие камня обернулось отсутствием монументальности, сухостью и монотонностью, что попытались возместить яркой полихромией, позолотой, фаянсовыми украшениями. Пер Атон эль Ахетатон — храм нового типа, без тёмных гипостилей, где главной формой стали перистили с рядами жертвенников. Однако основные традиционные черты храмовой архитектуры были сохранены: ориентировка с запада на восток, обнесение храма стеной, фланкирование входа пилонами (хотя и невысокими).

Вторым по значимости сооружением Ахетатона стал царский дворец. Архитектурная композиция была построена на симметрии основных частей дворца, при разнообразии планировки отдельных помещений.

Скульптура

Новому богу статуи не ставились, молились самому солнечному диску. Портретные статуи, несмотря на новизну образа, сохранили традиционные иконографические черты: фронтальность позы, чёткую вертикаль фигуры, традиционные атрибуты власти. Новым было исчезновение типического первообраза, поскольку не существовало самих богов-создателей. За счёт этого острее выявилась индивидуальность изображаемого. Скульптором, работавшим при царском дворе, был Тутмос. Самой знаменитой его работой стал бюст Нефертити, отличающийся тонкой моделировкой.

Рельефы и росписи

Ломка привычных форм культуры давалась нелегко её исполнителям — зодчим, скульпторам, художникам. Неудивительно поэтому, что на первом этапе появления нового стиля произведения искусства отличались не только новым содержанием и новыми формами, но и необычной для произведений египетских мастеров несоразмерностью отдельных частей, резкостью линий, угловатостью или чрезмерной закруглённостью контуров.

В росписях гробниц амарнского периода исчезли изображения, посвящённые заупокойному культу, так как изменились представления о вечном существовании. Зато появились новая тема — изображения интимных сцен, передача нежных чувств, связывающих членов царской семьи. Основа этих изображений — религиозная. Царь встречал утреннее солнце, царица — вечернее, так царская семья обеспечивала непрерывность суточного цикла. Любовь между членами семьи была модификацией живительного солнечного света, обеспечивавшего жизнь и благополучие всем жителям страны.