Искусство II половины Нового царства

При переходе власти к сыну Эхнатона — Тутанхамону возобновились прежние культы во всех городах страны, к храмам возвращались их богатства, назначались жрецы. Столицей и главным художественным центром Египта в период Нового царства II половины снова стали Фивы. Подлинный расцвет искусства этого периода начинается с утверждения на троне XIX династии. Фараоны XIX династии опирались на войско, что вызвало недовольство высшего жречества и старой знати. Основной задачей официального фиванского искусства было содействие восстановлению твёрдой центральной власти внутри страны и укреплению её международного авторитета. Необходимо было придать блеск и пышность столице, двору, храмам.

Архитектура

Фараоны XIX династии развернули широкое строительство, чтобы продемонстрировать своё могущество. Стали расширяться официальные государственные святилища в Карнаке и Луксоре. Зодчие этого периода развивали роль колонн в архитектуре Нового царства, введя обрамление средних, более высоких залов колоннами виде раскрытых цветов папируса, и боковых в виде связок стеблей с нераспустившимися бутонами.

Такое оформление храмов стало впоследствии образцом. Гробницы по-прежнему высекались в скалах Долины царей. Самая значительная из них — гробница Сети I, росписи которой специалисты сравнивают с росписями ватиканских Станцев. Небывалое развитие получили пещерные храмы, их строительство приняло грандиозные масштабы. Наиболее замечательными являются два пещерных храма — Рамзсеса II и его жены Нефертари — в Абу-Симбеле. Главная идея храма Рамзеса — превознести всеми средствами могущество Рамзеса. Лучшим воплощением этой идеи стал фасад храма, представляющий собой переднюю стену огромного пилона, перед которым возвышаются четыре гигантских статуи Рамзеса II, высеченные из скалы. Они достигают в высоту 20 м. Прославлению побед фараона посвящены и рельефы, украшающие храм, отличающиеся высоким художественным уровнем.

Скульптура

Наиболее характерной чертой скульптуры этого периода было усиление внешней нарядности. Основную массу фиванских скульптур составляли холодные идеализированные памятники. Выполненные с большим или меньшим мастерством эти произведения одинаково безжизненны.

Рельефы и росписи

В храмовых рельефах ощущается возврат к традициям XVIII династии. Культовые сцены как всегда консервативны и каноничны, решающее значение имеют сцены светского содержания. Появляются небывалые по грандиозности скульптурные картины, полные движения с массой действующих лиц и множеством различных эпизодов. Дело в том, что роль войска как опоры царя требовала широкого показа доблести этой силы: нужно было показать участников походов, запечатлеть преодоленные ими трудности, совершенные подвиги. Новые задачи потребовали новых форм. Теперь вместо композиции, построенной поясами, давалась гигантская композиция, охватывающая как бы с высоты птичьего полета лагерь, поле сражения, пограничные укрепления. При этом художников интересовали индивидуальные характеристики отдельных воинов, этнические типы. Можно наблюдать разнообразие поз, множество сложных массовых сцен, занимательных эпизодов.