Искусство периода Среднего царства

Страна объединилась под властью Фив. В начале периода положение фараонов было достаточно сложным. Требовалось продемонстрировать свою силу стране и лояльность богам. Идеи воплощались в архитектурные памятники, при этом традиции Древнего царства — традиции Севера Египта, соединились с южными традициями Фив.

Архитектура Среднего царства

Заупокойный храм объединителя Египта — Ментухотепа Небхепетре соединил южный тип скальной гробницы с формой пирамиды. Новизна архитектурного ансамбля — в выносе колоннады из крытых зал и дворов храмов наружу. Украшение пирамидой потолка колонного зала присоединяет фараона к великой славе предков — фараонов Древнего царства.

Пирамиды строятся, но сам строительный процесс изменился. Пирамиды имеют подземные камеры и их самый прочный элемент — облицовка полированными плитами известняка. Если раньше величественный масштаб пирамид подчеркивался небольшим размером храма, то теперь соотношение изменилось: пирамиды невелики по размеру, а размеры храма резко увеличились.

Скульптура Среднего царства

После разрушения Древнего царства и, как следствия, подрыва веры в вечную жизнь в культуре и искусстве начали развиваться реалистические тенденции. В городах страны ставятся памятники фараонам, у них новое назначение – статуи прославляют живых правителей страны. Колоссальные изображения закрепляли в сознании людей представление о правителях как о могучих царях, укрепляли их авторитет. В целом скульптура теперь отличается уверенностью моделировки, прекрасной проработкой человеческого тела.

Среднее царство было временем высокого расцвета художественного ремесла. Этому способствовало возросшее в результате захватнических походов богатство знати. Большое место занимают всевозможные изделия из различных пород камней: столы, стулья, жертвенники, сосуды. Ювелирные изделия сочетали декоративность со строгостью рисунка, удивительной компоновкой орнаментальных мотивов в форме ювелирного изделия.

Рельефы и росписи

В изображениях на плоскости, так же как и в остальных видах искусства, изменения были вызваны общим ходом развития культуры данного периода. Окружающий мир во всей его полноте — вот тема новых сюжетов рельефов и росписей. Техника росписи остается традиционной, но появились мягкие живописные переходы, оттенки, цвет перестал быть символом, становясь принадлежностью изображаемого предмета (роспись гробницы номарха Хнумхотепа в Бени-Гасане). Фивы стали процветающим городом, а двор фараона — центром художественной жизни. Тенденции придворного искусства распространялись и в провинциях.