Искусство первой половины Нового царства

После изгнания из страны кочевников-гиксосов, египетские фараоны продолжили ставшие захватническими войны. Египет стал мощной империей, а после захвата Нубии получил монополию на мировые запасы золота. Это определило рост пышности и изящества в египетском искусстве. Правление XVIII династии стало «золотым веком» культуры и искусства, различных изобретений.

Архитектура

В этот период зодчим Инени была завершена разработка классической храмовой композиции. Сложная символика храма отражалась в его формах.
— Архитектурная форма храма представала в виде изолирующих оболочек вокруг «святая святых» пребывания бога. Требовалось оградить внутреннее пространство от внешнего неблагоприятного влияния, сберечь силу «излучения» божества; требовалось также уберечь людей от испепеляющей греховность божественной силы.

— Архитектурная форма воплощает идею пути как приближения к богу. Каждое последующее помещение храма всё меньше по объёму и всё более эксклюзивно. В святилище входят лишь фараон и главные жрецы как прошедшие путь самосовершенствования и приблизившиеся к богу.
— Храм воплощал идею космоса: пол — земля, потолок — небо, колонны — растения. Храм собирал в себя весь мир: если случиться глобальная катастрофа, то мир заново разовьется из храма, как из зерна.

— Храм был воплощением мифического начала времён. Первые храмы поставили на земле боги, и любой храм, через цепочку обновлений, был тем божественным храмом. Каждый храм напоминал о том времени, когда боги находились на земле.

Из заупокойных храмов этого периода выделяется храм царицы Хатшепсут. Храм был построен рядом с храмом Ментухотепа I, что подчеркивало принадлежность царицы к династии фараонов-объединителей Египта, свидетельствовало о праве наследовать престол. Храмовые формы (вертикали колонн и горизонтали карнизов) повторяли очертания гор, на фоне которых храм был поставлен.

Скульптура

Стилистические особенности скульптуры этого периода заключаются в развитии реалистических тенденций. Блеск и роскошь придворного быта, иной характер стремлений и интересов верхушки фиванской знати отразились в изысканной декоративности, пышности и нарядности. Общий облик скульптур резко изменился: вместо больших гладких плоскостей почти вся поверхность покрывалась бесчисленными струящимися линиями, передающими складки тканей, сложные парики, ювелирные украшения. Сами фигуры стали более изящными, вытянутыми, утончёнными. Вместо чётких силуэтов с высокими талиями, мощными, но немоделированными грудями и бедрами, характерными для Древнего и Среднего царств, весь контур тела стал необычайно плавным и мягким.

Рельефы и росписи

В изображениях на плоскости также наблюдается стремление к более правдивой характеристике и к изысканной декоративности. Техника росписи осталась в основном прежней. Однако теперь более тщательно готовили основу для росписи: стену штукатурили штукатуркой из грубо измельченного известняка, потом — из мелко измельчённого, и в заключение кистью наносили жидкий раствор обожжённого гипса. Характерной чертой росписей этого периода является лепка отдельных деталей фигур (бусы, локоны, браслеты).