Росписи и рельефы Древнего царства

Общая характеристика

Перенос на плоскость трёхмерного пространства может происходить различными способами. Любой объект можно нарисовать, можно начертить, при этом оба изображения будут правильными. Какой способ более предпочтителен, зависит от шкалы ценностей, господствующей в обществе. Рисунок предполагает личность художника, изображение демонстрирует его точку зрения.

Художник не воспринимался как личность в египетском обществе. Главным назначением древнеегипетской живописи было сообщение объективной информации. Изображенные в росписях гробниц фигуры и предметы должны были в потустороннем мире реально служить усопшему и поэтому обладали объективным характером. Необходимость сообщения истинного знания об изображаемом объекте привело к использованию чертёжных методов.

Метод ортогональных проекций

Египетские художники применяли метод ортогональных проекций. При использовании этого метода любой объект помещался в систему трёх плоскостей, на которые проецировались очертания предмета. Для улучшения художественного впечатления бралась только одна проекция, а для более полной передачи информации использовались чертёжные условности: условные повороты плоскостей проекций; разрезы; сдвиги; развертки; разномасштабность.

Древнеегипетские изображения носят знаковый характер, то есть в росписях и рельефах широко применяются различные знаки. Например, руки и ноги не разделяются на правую и левую, потому что со знаковой точки зрения обе ноги совершенно одинаковы, у них одинаковые функции и поэтому допустимо и одинаковое их изображение. Изображая пруд, древнеегипетский художник использует условный знак «волны», чтобы стало ясно, что пруд наполнен водой. Важное качество знака — его легкоузнаваемость, он должен быть одинаковым, поэтому знаки были стандартизированы, как и любая другая чертежно-знаковая условность.

Искусство, основанное на методе ортогональных проекций, обладает чертами, делающими его странными для современного человека, привыкшего к рисунку. К ним относится и плоскостный характер древнеегипетской живописи. Иллюзия пространственности глубоко чужда любому чертежу. Назначение чертежа — передача точных, объективных данных об изображаемом, и иллюзии здесь совершенно неуместны.
В процессе эволюции древнеегипетской живописи в изображениях нарастает изобразительность, но сам метод передачи информации остается прежним.