Базилика Максенция (Константина)

Базилика Максенция

Последняя из всех гражданских базилик Рима и первая среди них перекрытая сводами, поскольку прежние базилики перекрывались исключительно балками и досками. Такой способ перекрытия уподобил эту постройку римским термам, большие залы которых делались сводчатыми.

Строительство Базилики было начато в 308 г. римским императором Максенцпем, и ко времени гибели этого правителя в целом завершено, поуже следующий император, Константин, ставшим мерным христианским правителем на римском престоле, подверг ее важной перестройке.

Она расположена у северной обочины Священной дороги, между двумя храмами — Венеры и Ромы, а также Божественного Ромула, — на сравнительно небольшом холме Велии, где со времени Домициана располагался рынок всякого рода приправ, известный как Перечные амбары. Для строительства Базилики Велия была частично выровнена.

На возникшей площадке возвели огромную прямоугольную крепиду из бетона, вытянутую вдоль Священной дороги, на территории 100х65 м и с восточной стороны снабженную широкой лестницей, ведущей к входу.

Сама Базилика имела глубокий (8 м) вестибул и внутри делилась на три нефа: средний, имеющий 80 м в длину, 25 м в ширину и 35 м в высоту, и боковые, по 20,5 м в ширину и 24 м в высоту каждый. Средний и самый высокий неф был перекрыт тремя крестовыми сводами, опиравшимися на восемь монолитных колонн из порфира, высотой 14,5 м, тогда как освещение обеспечивали окна, прорезанные в верхней части стен среднего и в наружных стенах боковых нефов.

Завершался же интерьер Базилики полукруглой апсидой, 20 м в ширину, расположенной против центрального входа (в западной части центрального нефа). Это завершение было эффектным и величественным, ибо в апсиде располагалось колоссальное изваяние сидящего Максенция, голова, руки и ноги которого были сделаны из мрамора, тогда как остальные части — из иного материала.
Внутреннее пространство Базилики ограждали толстые стены из бетона, покрытые кирпичной кладкой и облицованные мрамором. Своды были также бетонными, но покрытыми золоченым стуком.

После перехода власти над Империей в руки Константина форма и название Базилики меняются. К единственной раньше оси здания добавляется другая, что вызвано постройкой новой апсиды посередине северной стороны и соответствующего ей нового входа посередине южной стороны и приводит к нарушению первоначальной симметрии.

2

При этом новый вход выразительно акцентирован хотя и не широким и слабо выступающим, но броским и роскошным портиком со ступенями перед ним. Великолепие портика составляют прежде всего четыре порфировые колонны. Что же касается апсиды, расположенной против нового входа и предназначенной для слушания судебных дел, то снизу ее обрамляли ступени, а выше украшали ниши со статуями.

Из них средняя и самая большая вмещала статую стоящего Константина. И хотя своими размерами она уступала размерам статуи Максенция в западной нише, зато в нишах, ее окружающих, размещались портреты помощников и родственников нового императора.

Но и колоссальная статуя Максенция в изменившихся обстоятельствах не избегла существенной переделки, ибо теперь ее лицу были приданы черты Константина. Внушительные обломки этого изваяния были обнаружены в 1487 г. в той же апсиде, где оно изначально находилось, и сегодня выставлены во дворе Палаццо деи Консерватори в Риме.

Время и люди подвергли Базилику основательным разрушениям. Ее черепицу из позолоченной меди снял папа Гонорий I в 626 г. для украшения первой Базилики св. Петра, после чего землетрясением 847 г. были уничтожены все своды двух нефов, главного и южного. Из колонн, украшавших главный неф, уцелела только одна, но и той нет уже на месте, ибо в 1613 г. папа Павел V перенес ее на площадь перед базиликой Сайта Мария Маджоре (Piazza di Santa Maria Maggiore), где она и стоит по сей день.