Искусство римских провинций

Немаловажное значение в истории искусства Древнего Рима имеет искусство провинций, лучшая пора которого приходится на II–III вв. Римские жители строили города, дороги, способствовали формированию новых ремесел и развитию торговли. В итоге, приводивших к экономическому и культурному подъёму. К примеру, западные земли — Испания, Галлия и др. отличались сильной романизацией. Также имело огромное прогрессивное значение Римское завоевание стран эллинистического Востока, на что пришелся их последний культурный и экономический подъём.

Интенсивный характер носило экономическое и культурное развитие и в южных провинциях, а также в Северной Африке. Искусство несло с собой тоже эклектическое направление, сложившееся еще во времена эллинизма.

Архитектура

Растущее значение римских провинций отобразилось на архитектуре. Так в Северной Африке, Сирии, Галлии и Испании возникли масштабные сооружения, в числе которых были архитектурные комплексы, где римское зодчество сочеталось с местными традиционными приемами. Таким образом, это все проявлялось в архитектурных формах, композициях и строительных технологиях.
Существенный размах строительства, который соответствовал величию римской империи имел место в Сирии (Баальбек, Пальмира).

Для данной архитектуры характерным признаком оставалось богатство форм, масштабные размеры сооружений, помпезность ордеров и живописность архитектурных ансамблей. Северная Африка (Алжир, Тимгада) до сих пор хранит руины городского комплекса, который заложил император Траян на соответствующем перекрёстке торговых путей.

Основой планировки Тимгада стал план традиционного римского военного лагеря. Приблизительные контуры города были близки к квадрату, пересекающиеся улицы с прямым углом, сети геометрически правильных кварталов. Основные магистрали приводили к форуму, располагавшемуся в центре города. Все протяжение их имело крытые портики, в тени которых прятались пешеходы, спасавшиеся от жарких лучей солнца. Прямоугольная площадь с колоннадами – форум включала в себя торговые и административные постройки, с северной стороны которых располагалась библиотека, а с юга термы и театр.

Живопись

Историческое значение придается найденным в Египте фаюмским портретам, которые называют так по месту обнаружения большинства из них в оазисе Файюм 1887 г. Написаны фаюмские портреты были на дощечке, которая потом вставлялась в бинты мумии на месте лица и заменяла традиционные заупокойные маски. Иногда фаюмские портреты писали и для размещения их в домах, а после смерти портретируемого их вставляли в бинты мумии. Самые ранние фаюмские портреты писались при помощи восковых красок (энкаустикой). Их отличительной особенностью были достаточно объёмные мазки.

Направление мазков, как правило, повторяло форму лица; на щеках, носу и подбородке, в районе глаз они накладывались объёмно; для написания контуров волос и лица использовалась более жидкая краска. Более поздние портреты , относящиеся к III–IV вв. писались темперой, которая придавала изображениям плоскостность, нарастающую условность, декоративность. В дальнейшем, всё большее значение получает плоскостное линеарное письмо.

С точки зрения стилистики в фаюмских портретах выделяются два направления: одно из них следовало традициям античного искусства, другое — египетского искусства. Римские портреты имели конкретную достоверность, а в египетских портретах духовная сущность преобладает над физической телесностью. Первые выделялись красочной жизненностью образов, объёмностью создания форм, светотеневой моделировкой, трёхчетвертной постановкой головы. Для вторых свойственны графичность, фронтальность, плоскостность, резкие контуры.

фаюмские портреты

фаюмские портреты

Под влиянием традиций местной художественной культуры стиль фаюмских портретов модифицировался в сторону плоскостной передачи образа, где декоративность и условность переломили изобразительность, открывая тем самым путь для иконописи.

<h2Скульптура

Значительных успехов в области изобразительного искусства достигли германские и галльские племена, которые являлись самыми романизированными. Встречаются многочисленные рельефы с изображением купцов, виноделов и кузнецов, солдатские надгробья, а также различные культовые и мифологические изображения.

В техническом мастерстве западные художники уступали римлянам и тем не менее, делали достаточно выразительные образы. Если сравнивать с римским искусством, то новаторством у западных художников считалось внимательное отношение к личности, простым людям и их внутреннему миру. Это новаторство проникает далее в позднеримское искусство, среди которого выделяются надгробные портретные скульптуры Пальмиры. Представляли они собой известняковые плиты с полуфигурным горельефным портретом умершего. На них изображения имели строгую фронтальность, где выделялись большие миндалевидные глаза, а зрачки, веки и брови вырезались сухими линиями.

Поверхность лица не прорабатывалась, и подавалась упрощенно, условно обобщались руки, одежда представлялась графично. На плите, как правило, помещали надпись на арамейском или греческом языке, где упоминалось имя умершего и сожаление.