Общественная архитектура Древнего Рима

Великий римский поэт Вергилий в поэме «Энеида» писал:
Одушевлённую медь пусть куют другие нежнее,
Также из мрамора пусть живые лики выводят,
Тяжбы лучше ведут, и также неба движенье
Тростью лучше чертят, и восход светил возвещают.
Ты же народы вести должен, о, Римлянин, властью своею —
Вот искусства твои — налагать обычаи мира,
Подчинённых щадить и завоевывать гордых.

Именно такое представление о римлянах должна была оставлять архитектура. Увлечение греческим искусством проявилось в обращении к ордеру, только в Риме он играл не конструктивную роль, а использовался в декоративных целях.

Опорную функцию в римской архитектуре выполняла по обычаю стена. Римлянам принадлежит изобретение бетона— важнейшего строительного материала, с помощью которого укрепляли сооружаемые здания. Им также принадлежит открытие нового способа возведения зданий — монолитно-оболочечного, при котором основу составляли две узкие кирпичные стены, между которыми заливался битый щебень с бетоном, а снаружи шла облицовка мрамором. Здания приняли помпезный репрезентативный вид, представляющий власть и величие римских правителей. Главное завоевание римлян в строительстве общественных сооружений — создание огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор.

Театры

Римское театральное здание окончательно сложилось в эпоху Августа. Римский театр целиком основан на греческом театре, но он располагается в городе. Места для зрителей, которые в греческом театре получались путем оформления естественного природного склона, в Риме возводились на ровном месте так, что снаружи они образовывали высокое монументальное здание (Театр Марцелла). Сцена и места для зрителей объединились в общее кольцо стен одной высоты. Так проявилась тенденция к замыканию внутреннего пространства: внутреннее помещение театра окружено теперь каменной массой со всех сторон, и его легко закрыть сверху тентом, чтобы защитить зрителей от палящих лучей солнца. Остался последний шаг — превращение временного тента в постоянный потолок, и внутренность здания окончательно замкнется.

Амфитеатры

Главным местом увеселительных зрелищ (гладиаторские бои, травли зверей, морские сражения (наумахии) был Амфитеатр Флавиев (Колизей). В плане он представляет собой эллипс, большая ось которого — 188 м, малая — 156 м, длина арены — 86 м, ширина — 54 м; при этом он вмещал 87 000 зрителей. С внешней стороны здание представляло собой трехъярусную аркаду, в нижнем ярусе украшенную полуколоннами тосканского, в среднем — ионического, в верхнем — коринфского стиля. Над третьим ярусом находился портик, предназначенный для натягивания тента.

Триумфальные арки

Тип триумфальной арки возник из эллинистических декоративных ворот, например, ведущих на рыночные площади, но окончательно архитектурная форма сложилась только в Риме. Триумфальная арка запечатлевала церемонию триумфа, то есть въезд победоносного полководца в Рим. Триумфальные арки ставили в честь известных событий и в честь императора: они прославляли империю и монарха. Арки украшались колоннами и рельефами. Подобно тому, как император противостоял народу, а римский полководец — солдатам, так памятник победы — триумфальная арка противостоял городу. В качестве ворот без ограды триумфальная арка не имела практической функции и потому казалась выражением высшего почёта.

Термы

Термы (бани) были центрами общественной жизни Рима: местом встреч, весёлых игр, занятий спортом, прогулок и даже чтения. Первоначально в римских виллах выделялось банное помещение, но этими удобствами обладала меньшая часть населения, и с III в. до Р. Х. появились общественные бани. В I в. до Р. Х. в Риме насчитывалось 170 общественных бань, а к IV в. насчитывалось уже около тысячи, в среднем на каждый район приходилось от 60 до 80 бань. Человек, искавший популярности, строил баню. Императорские термы — настоящие дворцы, украшенные статуями и колоннами, искусственными водопадами, роскошными мозаиками полов, мраморными стенами. Без общественных бань нельзя было себе представить самого отдаленного уголка империи.

Цирки

Цирки строились во всех больших провинциальных городах. Римские цирки являлись дальнейшим развитием эллинистических ипподромов и предназначались для состязания колесниц. Для безопасности зрительские места отделялись от арены рвом. Ввиду растянутости здания цирка в длину (Циркус максимус в Риме имел длину арены около 550 м, при ширине около 90 м) не требовалось сильного подъёма мест для зрителей.

Храмы

Римские храмы восходят к греческим храмам, сильно переработанным и видоизмененным этрусской культурой. Этрусский храм имел небольшую целлу и равную ей по глубине колоннаду по фасаду. Весь храм стоял на высоком постаменте, имеющем лестницу только спереди. Этрусские храмы были большей частью деревянными, перекрытие обильно украшалось терракотовыми плитками. Колонны тосканского ордера опирались на базу, были лишены каннелюр и имели капитель, сходную с дорической. Дальнейшее развитие храмовых форм рационалистично, что характерно для римлян и отличает их от греков. Волевое напряжение и рассудочная ясность определяют архитектурную композицию.