Раннехристианское искусство

Христианство отрицало мироощущение, из которого возникло всё античное искусство, отвергало радость земного бытия, любовное, чувственное восприятие действительного мира, соответственно, отрицало и правдивое изображение этого мира.

Искусство раннего христианства охватывало скульптуру, живопись и декоративно-прикладное искусство, созданное для потребностей христианских общин, со времен апостолов и до укрепления византийской культуры в VI в.

Сейчас определить центры христианского искусства и происхождение какого-либо произведения в определенном регионе довольно сложно. Объекты декоративно-прикладного искусства мигрировали по всей огромной территории Римской империи.

Даже мраморная и порфировая скульптуры перевозились на значительные расстояния неоднократно. Космополитические центры, где располагались мастерские, в дальнейшем потеряли свое былое значение или были разрушены, особенно это происходило на Востоке.
Даже в самой Италии Риму довелось разделять своё лидирующее положение с Миланом, а потом и полностью отдать его Равенне, ставшей с 410 г. Для Западной Римской империи столицей. Остальные центры образовались на северном побережье Адриатики, а также в южной Франции.
Восточные центры — Антиохия (совр. Анталья, Турция), Александрия (Египет), Эфес (Малая Азия), Иерусалим (Палестина) и Византия, новая столица Восточной Римской империи.

Архитектура

С появлением христианства появилась и новая архитектурная традиция. У христиан первыми сооружениями стали катакомбы , представляющие собой подземные помещения и галереи, которые прокладывали могильщики фоссары. Располагались они пределами городов в виде сложного разветвления улиц-коридоров, которые тянуулись на большие расстояния. Первые христиане в катакомбах погребали своих единоверцев и там же молились и совершали поминовение. Ходы-галереи под землей обладали обычно метровой шириной и достигали 3–4 м в высоту.

В некоторых случаях галереи размещались друг над другом в несколько ярусов и они окружали Рим сплошным кольцом. После того, как христианство в 313 г. было признано государственной религией, начинается строительство христианских храмов, называемых базилики. Их назначение и форма перешли от более ранних античных базилик, которые являлись судебными и административными зданиями империи.

Форма раннехристианских базилик была прямоугольной. Внутри их пространство разделялось на три или пять нефов. Там где находился алтарь, нефы связывались поперечной галереей. Расположение самого алтаря было в апсиде (полукруглая ниша). Перед базиликой был широкий прямоугольный двор. По конструкции базилика была достаточно проста ( пример Санта-Мария Маджоре), а в строительстве использовался камень в сочетании с деревом.

Живопись

Все древние памятники христианского искусства, которые относятся к периоду 2-й половины II в. и до падения римской Империи, находятся в римских катакомбах. Потолки и стены здесь украшались орнаментальными росписями, которые заимствовались из убранства жилых домов того времени. В настроении катакомбной живописи присутствует радость и уверенность. В эпизодах из жизни Христа демонстрировались исключительно сцены чудес, которые подтверждали его сверхъестественное могущество.
Вера и надежда христиан находила воплощение в образе женской фигуры с молитвенно воздетыми руками, так называемой оранты (лат. «молящаяся»). Безусловно здесь прослеживается зависимость христианского искусства от языческих прообразов.

Образ христианского ангела восходит к языческому олицетворению Победы, волхвы, которые приносят дары младенцу Христу, – к варварам, приносящим дань своему победителю. Изображение апостолов было подобно языческим поэтам и философам. Христос, изображенный в юности – похож на Гермеса, а в зрелом возрасте его изображение похоже на царя, как его изображали в древнем Иране и Месопотамии. Нимбы также перешли от голов императоров и остальных персон, которые занимали значительные посты в иерархии Рима.
С V в. фигуры людей изображаются фронтально, на теле появляются просторные одежды, линеарной трактовке уступает место объёмная моделировка. Наблюдается потеря пространственных связей между изображениями и кажется, что они вовсе не соотносятся друг с другом. Появляется некая иррациональная среда, а затем и вовсе устраняется намек на земную жизнь, когда появляется золотой фон, символизирующий всенаполняющий божественный свет.

Эти новаторские художественные веяния приводят к отказу от деталей. Художники пытаются произвести впечатление на зрителя при помощи огромных сверкающих предметов. Благодаря использованию блестящих кубиков смальта вместо тусклых камней, свое индивидуальное развитие получила мозаика.

Скульптура

Раннехристианское искусство все больше склонялось к концепции обстановки, отдалявшейся от всего земного. Достигалось это ликвидацией элементов, которые создавали иллюзию осязаемости. В итоге «ушли» наиболее значимые достижения античного искусства, которые создавали иллюзию чувственной достоверности.

Стала вытесняться из употребления свободно стоящая скульптура, её место занял рельеф, в котором мастерам удавалось добиться живописных эффектов благодаря применению техники подрезки и просверливания, а также тесному заполнению всей композиции фигурами, при котором, по контрасту с их ярко освещенными формами, фон оказывался сильно затененным.

В V в. Скульпторы перешли к более низкому рельефу, в котором фигуры стали располагать подальше друг от друга, а границы их устанавливались линейными средствами. В VI в. объёмная моделировка практически исчезла, и заменили ее изображением двух планов: одного для фона, а другого — для фигур. Этот прием создавал впечатление орнаментальности. Большое распространение получили и остальные приёмы орнаментального построения (фронтальность, симметрия, ритмический повтор), так как им удавалось соединить фигуры поверхностными и простыми узорами.