Скульптура Древнего Рима

По словам Луция Кассия, решительно заявившего, что руки свободного человека не для того, чтобы держать кисть живописца или резец скульптора, и ни один гражданин Рима не должен унижаться до такого уровня, чтобы ваять мрамор, плавить бронзу или рисовать изображения на стенах. Было заложено отношение римлян к скульптуре, и смысл их в том, что с помощью скульптуры увековечивают и прославляют римлян.

Большая часть скульптур назвать римскими можно лишь условно. В римских скульптурных мастерских всю работу выполняли греческие мастера. Римляне с удовольствием копировали греческие примеры, но оставались оригинальными в одном — в создании субъективных скульптурных портретов.
Скульптура Рима добилась удивительного реализма. Если у греков старались изобразить идеал, то римляне — точнее всех передавали черты оригинала.

<h2Скульптура периода Республики и принципата

Ранние римские портретные изображения в бронзе или мраморе были всего лишь точным воссозданием восковой маски, которую снимали с лица умершего. Это трудно назвать искусством, но в дальнейшем эта точность сохранилась в основании римского художественного портрета.

Документальная точность изображения — (verus — истинный), так называемый веризм не уравновешивалась тогда ещё облагораживающим греческим воздействием. Это воздействие обнаружилось в период принципата Августа. Портреты периода правления Августа близки по образной характеристике. Основное в них — чувство безмятежного самообладания, образы заперты в себе — эмоциональная характеристика дается настолько скупо, что зачастую образ выглядит внутренне бесстрастным.
Моделирование лиц подавалось крупными обобщенными плоскостями, уравновешенное композиционное построение , где преобладала фронтальная точка зрения. По этой причине для портретов эпохи Августа характерно впечатление сдержанной суровости.

Скульптура периода Империи

Умельцы 2-й половины I в. ровнялись на индивидуализацию портретного образа, выражая конкретную эмоциональную характеристику, старались оживить лица портретируемых мимикой. Преобладание в портретах сильной, энергичной лепки, которая образовывала светотеневые контрасты. В описании лица выделялись элементы асимметрии. Моделирование было особо телесным, ощутимым, а движение передано лишь настолько, насколько это нужно, чтобы убрать впечатление неподвижности.

Впоследствии построение имело динамический характер. Наклоны и повороты усложняли и обогащали пластические решения, давая возможность для восприятия с разных точек. Поэтому скульптурные изображения сохраняли впечатление реальной остроты.

Характерное римское произведение — это документальный рельеф. Самый известный пример — рельеф вокруг ствола колонны Траяна, которую поставили в начале II в. до Р. Х. на форуме Траяна, над могилой императора. Рельеф, который прославляет его победы, исполнять роль подробнейшего и добросовестного повествования. Потому повествование, что здесь обозначено стремление наиболее точно передать события, а также характерные черты участников.

Римский скульптурный портрет и его стиль изменялся вместе с изменением мироощущения эпохи. Парадность, документальная правдивость, иногда до самого обожествления и очень сильный реализм, где видна глубина психологического проникновения, преобладали в нем поочередно и дополняли друг друга. И сколько была жива римская идея, столько в ней не утрачивалась художественная мощь. Образы передавались глубокими с практически грубыми линиями, в которых нет места детальной моделировке поверхности. Старались выделить лишь самые основные черты. Примером служит портрет Филиппа Аравитянина, где монументальная выразительность достигалась по-новому.

К четвертому веку античное равновесие между телом и духом было нарушено в пользу последнего. Живое лицо стало превращаться в символ, который заключался во власти, подчиняющей себе все земное. Власти бесстрастной, недоступно высокой и непреклонной. Пример – могущественная статуя императора Константина. Скульптура тетрархов доказывала конец эллинского образца красоты. Топорно высеченные головы, почти кубические головы и тривиальная упрощённость, нет даже намека на портретность , где человеческая индивидуальность вроде бы и недостойна ее изображать.