Храм Божественного Ромула

храм божественного ромула

Это здание, расположенное на северной стороне Форума, между Базиликой Максенция и храмом Антонина и Фаустины, специалистами по римским древностям долго и почти единодушно признавалось храмом, построенным Максенцием и им же посвященным своему сыну Ромулу.

Недавно, однако, вера в саму возможность такого посвящения была серьезно поколеблена. Сегодня считается наиболее правдоподобным, что в древности эта постройка была святилищем Пенатов Римского государства. Впрочем, некоторую силу сохраняет и мнение итальянского ученого Филиппо Коарелли, что это был упомянутый в источниках как основанный первым царем Рима, Ромулом и, по всей видимости, перестроенный Максенцием храм Юпитера Статора.

Архитектура храма может рассматриваться как выраженный образец своеобразною стиля в искусстве поздней античности, который может быть назван барочным. В то же время это здание следует отнести к числу лучше всего сохранившихся храмов Города. Оно построено из кирпича и некогда было целиком облицовано мрамором.

Состоит Храм Божественного Ромула из трех целл, расположенных вдоль Священной дороги и к ней обращенных. Средняя и самая большая из них, имеющая форму цилиндра, перекрыта обширным сводом (лантерна которого не является, впрочем, древней), тогда как ее фасад оформлен вогнутой в плане стеной с парой ниш, предназначавшихся для статуй и ныне заложенных, на каждом краю.

Между тем обе боковые целлы имеют по одному тесному, с апсидой позади, прямоугольному помещению, связанному с основной целлой боковым проходом. Каждая целла имеет на фасаде храма собственный вход. При этом отделка среднего входа сохранилась с древних времен лучше остальных.

Его обрамляет изначально занимающий это место резной мраморный карниз и фланкируют две колонны, тоже древние, высеченные из порфира, стоящие на базах из травертина и увенчанные мраморными коринфскими капителями, на которых покоится мраморный наличник, заимствованный из какого-то более древнего памятника и обильно украшенный резным растительным орнаментом.

С древности по-прежнему остаются на своих местах также бронзовые створки, закрывающие этот дверной проем, хотя их первоначальный, накладной бронзовый декор — звезды, совы и розы уже давно исчез. Сохранилась также правая из двух пар колонн каристийского мрамора (чиполлино), стоявших на высоких базах перед двумя боковыми входами.