Храм Венеры и Ромы

храм Венеры и Ромы

Вдоль Священной дороги, или, говоря точнее, того ее отрезка, который называется Верхней Священной дорогой, в месте, которое занимал прежде Переходный дворец Нерона и где уже после разрушения дворца возвышался Колосс того же императора, Адриан задумал соорудить святилище двум богиням – Венере и Роме (богине и персонификации Рима). Желал он этим прославить римское владычество, достигшее как раз тогда наибольшего распространения и наивысшей силы.

Храм этот, посвященный в 121 г., примечателен как своим посвящением, так и обусловленной им планировкой, не имеющей себе подобных. Само по себе посвящение Венере – божественному источнику и небесной покровительнице римского величия, не было тогда в Риме чем-то новым, но здесь оно соединилось с иным, ранее неслыханным, посвящением богине Роме. Ибо обычай обожествлять города, распространенный в эллинистическом мире, для римлян был до тех пор чужим.

Особенно же необычным представляется распределение посвящении в пространстве: объединенные общей продольной осью целлы богинь — по одной целле для каждой -соприкасались своими задними сторонами, а точнее, апсидами с помещенными в них культовыми статуями. Надо добавить, что, если целла Венеры обращена к востоку, туда, где рождается свет, целла Ромы смотрит на запад и тем самым на Капитолий, знаменующий настоящее и будущее Рима.

Известно, что автором столь необычного проекта был сам Адриан. Попросив оценить этот свой труд выдающегося архитектора Аполлодора Дамасского, руководившего при императоре Траяне (правил в 98 -117 гг.) всеми главными строительными работами в империи, Адриан, по сообщению Диона Кассия, услышал в ответ, что ему было бы лучше выращивать (рисовать?) капусту.

По площади, которую это святилище занимало (около 1 га) — оно не имело равных среди других сакральных сооружений Рима. Священный участок храма был окружен рядом колонн, вытесанных из серого египетского гранита – двойным на западной и южной стороне.

Территорию участка покрывали плиты белого южного проконнесского мрамора; вход на нее украшали роскошные пропилеи. Посреди участка, на семиступенной крепиде возвышался собственно храм, обе целлы которого были окружены двойным рядом колон — по 10 перед обоими входами и по 22 на длинных сторонах.

У входов в оба пронаоса высилось по шесть колонн, видом и размерами тождественных колоннам перистасы. Внутри каждая целла была поделена на три нефа (из которых средний был шире боковых) двумя рядами колонн из порфира. Относительно тонкие (1,80 м толщины), но сложенные из прочного серого вулканического туфа, так называемого пеперино, стены целл были облицованы проконнесским мрамором, в свою очередь украшенным богатой резьбой.

В 307 г. по воле императора Максенция, последнего из римских правителей языческой эпохи, это святилище, перекрытие которого из-за пожара обрушилось в целлы, было целиком реконструировано. Поскольку случившееся обрушение показало, что стены целл не сответствуют тяжести перекрытия, они в ходе восстановления были расширены добавлением бетона и тем самым укреплены. Расширенные стены заняли пространство боковых нефов, что привело к упразднению последних.

Сегодня вместо Храма Венеры и Ромы можно видеть лишь мощные руины: остатки сдвоенных апсид и стоящие стволы нескольких из колонн, окружавших священный участок; эти стволы были реконструированы во 2-й четверти XX в. из разрозненных фрагментов. Кроме того, на месте колонн перистасы недавно были установлены их имитации из просвечивающего материала, создающего впечатление их призрачности.