Жилая архитектура Древнего Рима

Римскую культуру отличает более глубокая, чем в эллинистических городах, кровная привязанность к дому как фундаменту общественного и личного благоденствия. Римское «искусство жизни» — роскошное украшение домашних покоев должно было служить обрамлением жизни, приносить обитателям радость, и возвышать их дух гордым осознанием красоты, которой они себя окружили. Жилая архитектура — виллы и инсулы — наглядно демонстрировала социальные полюсы римского общества.

Виллы

Наружные стены были глухими, внутри ранний римский жилой дом распадался на два комплекса помещений. Центральной частью одного из этих комплексов являлся эллинистический перистиль (открытый дворик), другого — этрусский атрий. Атрий — главное помещение дома. Здесь расположен очаг (атрий — чёрный, закопчённый), бассейн (имплювиум), куда из отверстия в крыше стекала священная небесная вода, алтарная полка. Атрий со всех сторон был окружён комнатами, выходившими на него дверями.
Таблинум — главное парадное помещение, соединявшее помещения вокруг перистиля с помещениями вокруг атрия. В императорский период выделяется два вида вилл: вилла урбана — роскошная загородная резиденция богатых людей и вилла рустика, которая была центром фермерского хозяйства.

Монументально-декоративная живопись

В помпейских домах хорошо сохранилась внутренняя декоративная живопись, которую традиционно делят на четыре стиля. Роспись первого стиля — «инкрустационного» (республиканский период) была всего лишь имитацией мраморной облицовки.
Роспись второго – «перспективного», иллюзорно воспроизводит карнизы, ниши, монументальные пилястры, которые как бы раздвигают стену и создают впечатление величавой архитектуры и простора, давая каждому римлянину ощутить себя императором в пределах собственной виллы.

В третьем стиле – «канделябрном» («орнаментальном») медальоны, небольшие картины, а то и некоторые фигурки красивыми отпечатками ложатся на стену среди лёгких трельяжей в гирляндах и цветах, создавая в покоях нарядную уютность. Стена восстановлена, внутреннее пространство изолировано от внешней среды, что дает хозяевам ощущение некоей психологической разгрузки.

В росписи четвёртого стиля – «иллюзорного» преобладают феерические архитектурные композиции с балконами, галереями, театральными декорациями и дворцовыми фасадами, которые поражают воображение своей фантастической роскошью. Как писал архитектор Витрувий, вся эта живопись была «отделкой стен», то есть живописью декоративной, просто приятным для глаз убранством комнат, рассчитанным на эти покои и создающим в них предназначенное настроение, изобразительному началу здесь предоставлялась подчинённая роль.

Инсулы

К концу I в. до Р. Х. население Рима насчитывало почти миллион человек, и большую часть населения составляли торговцы, чиновники, ремесленники, которые жили в инсулах. Инсула (остров) — многоэтажный (от 4 до 7) жилой дом с квартирами и комнатами, приготовленными для сдачи внаем. Они относились к массовой застройке древнеримских городов — в I в. до Р. Х. число инсул в Риме достигало почти 50 тысяч.

Чтобы избежать катастроф, император Август определил предельную высоту здания как 21 м, а Траян — 18 м. Инсулы строились из кирпича, крыши делались черепичные. Первые этажи были отведены под лавки (таберны). Другие этажи занимали квартиры. Каждая из них имела в себе три комнаты, которые примыкали к коридору, перпендикулярно расположившемуся к наружной уличной стене. Но лишь одна из них, несколько большая по площади, и коридор имели окна на улицу. Две другие комнаты, расположенные одна за другой в глубине квартиры, были тёмными и, по-видимому, служили спальнями. Нижние этажи инсул снимали состоятельные граждане: в таких квартирах были высокие потолки (до 3,5 м) и широкие окна, защищенные плотными ставнями. Начиная с третьего этажа, квартиры предназначались для бедняков, высота потолков была такая, что люди даже ходили согнувшись.

инсула

инсула