Архитектура и скульптура периода высокой классики

Архитектура

Художественным средством, утвердившим первенство Афин над эллинским миром, стал архитектурный ансамбль Афинского акрополя. В основу его композиции заложен принцип гармонического равновесия масс и принцип восприятия архитектурного ансамбля в динамике.

Асимметричность парадного входа (Пропилеев) уравновесил храм Ники Аптерос. Здание Эрехтейона уравновешивало громаду Парфенона своим своеобразием. Общее впечатление сложности и живописности Эрехтейона снаружи создает впечатление богатства и разнообразия внутренней композиции здания, притягивая к себе внимание зрителей.

В архитектуре Эрехтейона заложен новый идеал человека-индивидуалиста, интересного, сложного. Парфенон, напротив, представляет в своей архитектуре идеалы демократического общества. Архитекторы Иктин и Калликрат создали при не очень больших размерах здания образ внушительный и величественный.

Эрехтейон

Скульптура

Желание греков найти везде идеал привело их к числовым выражениям пропорций. До этого при изображении человека скульпторы пользовались египетской системой счисления, для самих греков непонятной. Скульптор Поликлет написал книгу «Канон», где предложил новую систему пропорций, связанную с человеком.

Поликлет считал, что «успех произведения искусства зависит от числовых отношений», и как иллюстрацию к «Канону» создал статую Дорифора (Копьеносца). Новой здесь была не только система пропорций, но и постановка фигуры. Поликлета интересовала проблема движения в покое. Именно Поликлет нарушил чёткие вертикали и горизонтали человеческого тела, поставив фигуру естественно, с упором на одну ногу. Фигура изогнулась наподобие греческой буквы «хи», отсюда термин, обозначающий такую постановку фигуры — хиазм.

Однако самым прославленным скульптором этого периода стал Фидий (ок. 490–ок. 430 гг. до Р. Х.). Фидий был главным советником и помощником Перикла в осуществлении реконструкции акрополя в Афинах. Именно Фидию принадлежит концепция оформления главного здания акрополя — Парфенона.

фидий

Фидий

Фидий перевёл идею господства Афин над цивилизованным миром на язык образов. Об этом рассказывает скульптурное убранство Парфенона. На западном фронтоне запечатлён спор Афины и Посейдона за право покровительства, символически это обозначало победу демократической партии над аристократической (покровителем которой считался Посейдон). На его восточном фронтоне было изображено рождение Афины, трактуемое как победа человеческого разума в этом мире.

Метопы восточного фасада были посвящены битве богов и гигантов; западного фасада — битве греков с амазонками; на метопах северной стороны запечатлены эпизоды Троянской битвы; на южной стороне — битва лапифов с кентаврами. Благодаря такому выбору тем реальная победа греков над персами поднималась до уровня мифов. Второй фриз шел по верху целы и изображал людей, идущих на поклонение богам. Это каменное шествие было созвучно шествию реальных афинян на акрополь для празднования Панафиней, что соединяло людей с мифологическими героями, приближало их к богам.

Афина Парфенос

Афина Парфенос

Кроме того, для акрополя им были созданы статуи Афины Промахос (Воительницы) и Афины Парфенос (Девы). Фидий дает здесь различные образы богини: Афина Промахос стояла на площади акрополя, её фигура являла мощную вертикаль по сравнению с храмами, развивающимися по горизонтали, маяком для заходящих в порт кораблей, потому что позолочённые части бронзовой статуи — кончик копья и верхушка шлема были видны в хорошую погоду с ближайших островов (ее высота предположительно — 18 м). Афина Парфенос была главным изображением богини, размещенным в Парфеноне. Величественная статуя (высотой 12 м) была выполнена из золота и серебра. В такой же хрисоэлефантинной технике была выполнена статуя Зевса Олимпийского, считавшегося одним из семи чудес Древнего мира.