Греческая архитектура архаики и ранней классики

Типы греческих храмов

Храм как жилище бога — это представление господствовало в греческой культуре. Однако, кроме того, в архитектуре храма в Древней Греции воплотились идеи единства, величия и совершенства города-государства. Храм был центром общественной жизни, он располагался на площади — агоре, на возвышенности в центре города — акрополе. Подобное расположение наглядно подчёркивало господство храма в архитектурном ансамбле города.

Выразительность храмовой архитектуры усиливалась за счёт холма, исполняющего роль естественного постамента. Самый древний тип храма — храм «в антах»: боковые стены храма продлеваются на фасаде выступами — антами, между которыми располагался вход, фланкированный колоннами.

Простиль представляет собой менее замкнутый тип храма благодаря четырём колоннам, украшавшим фасад.

Амфипростиль — пример классического двухфасадного греческого храма, восточный и западный фасады украшены колоннами.

Периптер — самый распространённый тип храма, при котором целла (собственно помещение) было окружено по периметру колоннадой. Колоннада периптера символизировала демократическое общество — колонны создавали образ защитников полиса, сомкнувших свои ряды. Колоннада называлась по-гречески птерон (перо), таким образом, храм получался «оперённым», при этом крылья божества как бы обнимали и привлекали к себе людей.

Колоннаду также рассматривали как лучи, исходящие от храмового божества. Греческая архитектура рациональна, то есть её можно разделить на части и их работу в общей конструкции рассмотреть по отдельности. Именно в Греции возникло понятие ордера, то есть гармонического соотношения несущих и несомых частей.

колоннада

А — дорический ордер: (5) колонна, лишенная базы, с утолщением на высоте одной трети от постамента — энтазисом и сужением к капители, для придания форме динамики;
(4) капитель колонны состоит из эхина — каменной подушки и абака — каменной доски, высота колонны — 6–8 нижних d.
Антаблемент (перекрытие) состоит из (3) архитрава, (2) фриза и (1) карниза.
Фриз в дорическом ордере делится на метопы — квадраты, украшенные скульптурным рельефом, и триглифы — квадраты с тремя полосками, имитирующие торец деревянной балки.

Б — ионический ордер: в отличие от дорического ордера колонна выше, стройнее — её высота равна 10–12 d колонны; колонна имеет базу (6), иной профиль каннелюр, она ровная по всей длине; фриз, как и все остальные части антаблемента легче, меньше по высоте, скульптурный рельеф на нём располагается сплошной лентой.

В — коринфский ордер: колонна легче и выше, колонны ионического ордера, её высота доходит до 14 d колонны; главное отличие в образном решении капители, представляющей собой внутреннее ядро, снаружи закрытое двумя рядами акантовых листьев.

Впервые греческие архитекторы использовали полихромию для создания определенного оптического эффекта. Несущие части храма (стены, стволы колонн, постамент) не окрашивались. Единая по цвету каменная масса создавала ощущение более массивное, чем было на самом деле. Антаблемент, наоборот, раскрашивался пёстро: поле фронтона и метоп были красного или синего цвета; полоски на триглифах также окрашивались синим или красным, цвета скульптурного рельефа не регламентировались, использовалась даже позолота. Такое многоцветье дробило форму, создавая ощущение легкого перекрытия.

Не только архитектура храмов объединяла людей с богами. То же самое делал и театр. Греческий театр произошел от празднеств в честь бога Диониса, представлявших собой торжественные про-цессии, мистерии и состязания драматургов, поэтов, хоров в специально построенном для этих целей здании. Дионис (Вакх) бог виноградарства и виноделия был одним из важнейших в пантеоне античных богов как символ умирающей и возрождающейся природы.

Спутниками Диониса были сатиры и силены, которых изображали в козлиных шкурах с конскими хвостами. Козёл был непременным персонажем мифов о Дионисе. Название театрального жанра трагедии происходит от греческих слов трагос и оде песнь козлов; комедия от слов комос и оде песнь о шествии бражников. В древнегреческом театре существовало три жанра: трагедия, комедия, сатировская драма.

Древнегреческий театр располагался, как правило, на территории Акрополя. Театр состоял из трёх частей: орхестры с алтарем Диониса посередине — места действия хора, актеров, статистов; театрона (от theasthai — смотреть) — зрительских мест и скены. Скена (перевод с древнегреческого «палатка») — пристройка, место для хранения бутафории, реквизита и одежды актеров примыкала к орхестре с противоположной от театрона стороны.

Сторона, располагавшаяся к зрителям, предназначалась декорацией, изображая здание с центральным выходом и двумя боковыми (параскениями). Позднее появились проскении — пристройки на столбах к сцене, соединялись они с орхестрой деревянным мостиком. Они позволяли лучше видеть актеров (в переводе «место, с которого говорят»). Античный театр не имел крыши, все действо происходило под открытым небом.

Театр играл важнейшую роль в культурной и общественной жизни древнегреческого города. Приходить на праздник обязано было все население города. Организация спектаклей являлась частью государственного культа, и профессия актеров, называвшихся Мастерами Диониса, считалась почетной, ею имели право заниматься свободные полноправные граждане.