Греческая вазопись

Керамическое ремесло возникло в Элладе под влиянием Востока, но на уровне простого ремесла, удовлетворяющего обыденные нужды, оставалось недолго. Несмотря на то, что в Спарте ремесленные занятия, как вредящие свободному развитию тела, были запрещены, в Афинском государстве ремёсла пользовались покровительством законов. Производство керамики было вообще на особом положении, афинские горшечники пользовались покровительством таких богов, как Афина, Гефест и Прометей и поставляли призовые сосуды на праздник Великих Панафиней.

Формы

К первому виду сосудов для жидкостей относились сосуды больших размеров — пидои — бочки для хранения воды с устойчивым основанием и лагионы, яйцевидной формы, использовавшиеся преимущественно для хранения вина. Эти сосуды имели как бы служебное назначение и не украшались, хотя и отличались чистотой форм.

Ко второму виду сосудов, украшенных живописью, относятся:
— амфоры, сосуды яйцевидной формы, которые использовались как панафинейские призовые сосуды;

амфоры

амфора

амфора

— кувшины для воды с тремя ручками — гидрии украшались особо, так как в связи с обычаем приносить в них невесте воду для купания, гидрии входили в число свадебных подарков; кроме того, существовал праздник гидрофорий, в праздничном шествии которого женщины участвовали со своими кувшинами;

гидрии

гидрии

— особым изяществом отличалась столовая посуда: кратеры, в которых подавали вино, смешанное со льдом или водой; сосуды для питья — килики, ритоны, кантарос;

килики

килики

ритоны

ритоны

— почти все описанные формы повторялись в небольших сосудах для благовонных масел и натираний – лекитрос, алабастрон, оникс.

Декор

Древнейшие сосуды покрывались геометрическим орнаментом, символически изображавшим окружающий мир. К ним относятся дипилонские вазы, которые можно считать первым в греческом искусстве образом вселенной. Впервые в украшении именно этих сосудов был применён модуль, внесший в орнаментальный ряд гармонию и упорядоченность. Однако геометрический орнамент не мог передать всю полноту окружающей жизни и сменился изобразительным.

Сосуды, относящиеся к VII–VI вв. до Р. Х., носят отпечаток ближне- и среднеазиатского мастерства. Подобный стиль росписи был назван ориентализирующим. Украшающий их рисунок напоминает восточные образцы и составлен главным образом из фигур животных — львов, оленей, лебедей, сфинксов, человеческие фигуры редки и схематичны. Рисунок черновато-коричневый располагался фризами по желтоватому фону.

В VI вв. до Р. Х. сосуды приобретают лёгкость и красоту форм, становятся более удобными в употреблении. В оформлении самого сосуда появляется красноватый фон с силуэтными изображениями без углублённого контура чёрным лаком. Такой стиль росписи называется чернофигурная вазопись. Примешиванием к глине пахучих веществ сосудам придавали приятный запах. Кроме того, рисунок расцвечивался в небольших количествах белой и лиловой краской. Человеческие фигуры и фигуры животных решаются декоративно.

чернофигурная вазопись

чернофигурная вазопись

В V в. до Р. Х. чернофигурный стиль росписи меняется на краснофигурный. Теперь чёрным лаком покрывается сам сосуд, а фигуры остаются цвета глины, что придаёт им цвет загорелого человеческого тела. Рисунок по старинному способу очерчивался по влажной глине жёстким контуром. Условная схематичность фигур заменилась изображениями, приближёнными к натуре.

Многообразные формы сосудов этого периода сочетают изящество с целесообразностью. Рисунок теперь не просто украшает вазу, подчинив свою композицию её очертаниям, изображение сливается с формой в единое целое. В конце IV в. до Рождества Христова греческая керамика приходит в упадок.