Искусство эпохи эллинизма

Древний мир ещё не знал такого огромного государственного устройства в древние времена, как империя Александра Великого. В этой империи греки определенно занимали основное место, греческая культура главенствовала, но империя Александра была недолговечной и после его смерти распалась.

Оставшиеся военачальники Александра решили разделить между собой его достижения, образовав несколько своих династий. Со смертью Александра пришло время эллинизма. Мир эллинский перерождается в эллинистический. Гражданин полиса уступает место «гражданину мира» ( то есть космополиту), жизнедеятельность которого проходила во вселенной — «ойкумене», как её воспринимало тогдашнее население.

Архитектура

Александрия, Антиохия, Пергам и другие крупнейшие средоточия эллинистического мира возникали не постепенно, а сразу по точно установленному плану — как центры новой греко-македонской государственной власти. В эллинистическое время получилось осуществить планировку городов, которую предложил в V в. до Р. Х. архитектор Гипподам. Новые города, опоясанные оборонительными стенами, состояли из правильных прямоугольных кварталов. Жилой дом был в центре внимания этой эпохи.

Растущее богатство и возможности высших слоев общества видоизменило греческий быт, развивался вкус к роскоши и потребность в комфорте. Эллинистические виллы украшают мозаики и стенные росписи. Градостроительство невероятных масштабов, роскошь царских дворов, обогащение знати обеспечивали художникам крупные заказы. Именно в этот период строится высочайшее здание античного мира (130 м) и одно из чудес света — Фаросский маяк.

Фаросский маяк

Фаросский маяк

Построенное архитектором Дейнократом грандиозное сооружение представляло собой чуть сужающуюся кверху прямоугольную башню высотой 71 м, поставленную на основание 30х30 м, на её верхней площадке располагалась вторая башня с осветительным устройством. Сооружение получило название фара по названию острова Фарос, на котором оно было установлено.

Скульптура

Перед художниками стояла задача распространять на всех завоёванных Александром территориях достижения греческого искусства. Заказчики — цари и знать— желали украсить свои дворцы и парки художественными произведениями наподобие произведений греческой классики. Это не способствовало созданию нового художественного языка, поисков новых путей в искусстве здесь не велось, но и в этот период появлялись произведения на уровне лучших образцов греческой классики. В городе Пергаме был поставлен алтарь Зевсу.
Стодвадцатиметровый скульптурный фриз на тему «Гигантомахия» аллегорически изображал битву эллинов с варварами. Фриз выполнен в технике горельефа, что втягивало зрителя в пространство изображения.

В греческом искусстве ещё не было такой грандиозной картины страшного и беспощадного боя. Главным в этом произведении стала не победа светлого начала над мраком Тартара, откуда вырвались гиганты, а упоение боем, дикое и самозабвенное. Скульптор Агесандр создал статую богини любви, образ которой царственно величав и пленительно женственен — Афродиту (Венеру) Милосскую. Колосс Родосский стал самой большой статуей античного мира и ещё одним чудом света.

Колосс Родосский

Колосс Родосский

Распространённым становится такой жанр скульптуры, как портрет. Множатся процветающие личности на службе у властителей (диадохов) и они испытывают желание запечатлеть свои черты для потомства. Портрет становится все более индивидуальным, но признаком времени становится подчеркивание превосходства портретируемого, исключительности его положения. Другим популярным жанром стала мелкая терракотовая пластика. Для изготовления терракоты — статуэток из обожжённой глины использовались формы; это было недорогое и массовое производство. Они воспроизводили характерные типы: нарядных женщин, музыкантов, детей, старух, кулачных бойцов, акробатов, пигмеев, рыбаков, негров, ремесленников, рабов и слуг.