Искусство периода поздней классики

Даже перед угрозой вторжения Персидской державы греческие города-государства не были способны объединиться. Распад полиса породил новые веяния в греческом искусстве. Идеальный человек, доблестный и прекрасный гражданин города-государства, неделимая частица общества исчез. Возникли размышления, рождающие беспокойство или склонность к безмятежному наслаждению жизнью. Человек стал индивидуальностью с богатым внутренним миром. Величавое благородство героев и богов уступило место проявлению в искусстве сложных переживаний, порывов и страстей.

Архитектура

В архитектуре наряду с главными архитектурными ордерами — дорическим и ионическим, всё чаще стал применяться третий — коринфский. Коринфская колонна имеет наибольшую пышность и декоративность, она отвечает новым задачам зодчества, среди которых главная — возвеличивание монарха. Самым грандиозным памятником греческой архитектуры поздней классики была не дошедшая до нас гробница царя Мавсола (от имени которого происходит слово «мавзолей») в городе Галикарнассе (Малая Азия).
В галикарнасском мавзолее сочетаются все три ордера. Он состоял из двух ярусов: в первом размещалась заупокойная камера, а во втором заупокойный храм. Крыша представляла собой ступенчатую пирамиду, увенчанную квадригой (четырёхконной колесницей).

Коринфская колонна

Коринфская колонна

Скульптура

В скульптуре работали мастера, чьи имена связаны с новыми направлениями в искусстве. Работы Скопаса (ок. 420–ок. 355 г. До Р. Х.) погибли почти без остатка. Главным в его творчестве было изображение переживаний, эмоционального накала, бурной внутренней жизни через динамику и жестикуляцию героев. Главной его работой стал фриз гробницы царя Мавсола. Тема фриза — амазономахия, созвучна теме фриза Парфенона. Однако движения фигур парфенонского фриза величавы и размеренны, у Скопаса же ощущение яростной схватки благодаря ракурсам фигур, бурным жестам, развевающимся одеждам создали невиданную в античном искусстве динамичность.

Противоположностью Скопаса был Пракситель, которого называют певцом женской красоты. Художник видел в любовном вожделении одну из движущих сил своего искусства. Пракситель выразил в своих произведениях философию гедонизма, то есть наслаждения как высшего блага и цели жизни. Образ атлета Праксителя не интересовал, он стремился воплотить в мраморе идеал безмятежно счастливого физически прекрасного юноши (Гермес с младенцем Дионисом). Боги Праксителя отличались безмятежной красотой и ласковой человечностью.

Пракситель и Скопас, несмотря на новые художественные решения, не выходили за рамки классической формулы красоты. Мастером, который отошел от этого, стал Лисипп. Его творчество завершает искусство поздней классики. Лисипп утверждал, что в отличие от своих предшественников, изображавших людей, какими они есть, он старался изобразить их такими, какими они кажутся. Таким образом он утверждал принцип реализма.

Новаторство его содержалось в том, что он открыл в искусстве ваяния широкие, до него ещё не употребленные реалистические возможности. Его скульптуры не воспринимаются как созданные «напоказ», они уже не позируют, а существуют самостоятельно. Постамент также не изолирует фигуры Лисиппа от окружающей обстановки. Фигура человека строится Лисиппом по новому, в некоем мимолетном аспекте, какой она представилась творцу в данное мгновение и какой она не была в предыдущем и не будет в последующем. Лисипп разрушил поликлетовский канон человеческой фигуры и создал новый, существенно облегчённый, более подходящий для его характерного динамического искусства.

Лисипп.Отдыхающий Гермес

Лисипп.Отдыхающий Гермес