Мифологические основы греческого искусства

Греческая мифология отражает изменяющиеся с течением времени взаимоотношения человека и окружающего мира. Первый период — хтонический. Мифы этого периода свидетельствуют о беспорядочном восприятии первобытным сознанием окружающего мира. Мир наполнен магией, населён непонятными силами. Все вещи и явления диспропорциональны и дисгармоничны.
Земля воспринималась источником всего живого, поэтому период и был назван хтоническим. В мифах присутствует обилие миксантропических образов (кентавры, сирены, сфинкс, ехидна), что свидетельствует о невыделенности в первобытном сознании человека из природы, ощущение себя как её неотъемлемой части.

греческая мифология

Олимпийский период связан с переходом от матриархата к патриархату. Появились боги нового типа, да и вся жизнь получила в мифах совершенно новое оформление. Возросла власть человека над природой, и природу стали поэтизировать и изображать умиротворённой. Появились герои-мужчины, расправившиеся с древними чудовищами, вершина героической деятельности —подвиги Геракла. Зазвучала тема победы смертного человека над природой (Эдип разгадывает загадку Сфинкса, аргонавты останавливают Семплегады).

Позднегероический период представляет нам в отличие от сурового героизма прошлого героизм новый, утончённый. Герои мифов заметно смелеют и даже вступают в состязание с богами (Тантал, Диомед, Салмоней). Появился новый жанр превращений или метаморфоз (Овидий «Метаморфозы»). Это мифы, которые заканчиваются превращением героев в объекты природного мира (Нарцисс, Гиацинт, Кипарис). Так материализовалась печаль людей по безвозвратно ушедшему «золотому веку», когда божественное присутствие ощущалось во всем мире. Эти мифы свидетельствуют об утрате истинной веры и о трезвой реалистической поэтизации природы и человека.

Мир древнего грека прекрасен, потому что упорядочен. Объяснив отношения человека и природы, гармонизировав их, древние выстроили из хаоса космос (порядок). Человек прекрасен и упорядочен, потому что прекрасен и упорядочен космос. По принципу подобия было найдено сходство между человеком и Вселенной: мир – макрокосм, человек – микрокосм. Боги подобны человеку и человек подобен богам. Поэтому храмы греческим богам основаны на человеческих пропорциях, выражают человеческое совершенство. Храм поставлен на пьедестал и тем самым ориентирован не на весь божественный мир, а на человека. Правда, ступени храма чуть больше, чем нужно для человека, чуть неудобны для него, они – для богов, и человек, поднимаясь по ним, чувствовал, что делит пространство непосредственно с богами.