Образование в античном мире

Грек в идеале должен быть образован. Быть образованным означало не только располагать определенной суммой знаний, но и быть способным к длительному, целенаправленному образованию, предрасположенным к тяжелому умственному труду. Для этого человек должен быть внутренне организован, собран, уметь владеть собой, быть нравственным.

Уже в эпоху архаики, что нашло отражение в поэмах Гомера, идеал образованности являл благородный герой, служивший своему наставнику словом и делом. В образе учителя выступал «мудрейший из кентавров Хирон». Герой в совершенстве владел всеми видами оружия, с успехом участвовал в спортивных и игровых состязаниях, прекрасно пел, играл на лире, танцевал и обладал даром красноречия. Он должен был превосходить всех.

В Греции в связи с этим существовало две системы воспитания и образования: спартанское и афинское.
В Спарте, особенно в VII-V вв. до н.э., дети получали одностороннее военное образование. Упор делался на закаливание организма, физическую выносливость, поэтому даже девушки должны были заниматься гимнастикой. Впрочем, девушек обучали музыке, танцам и пению. Но все же музыкальное образование было сведено к минимуму. Следствием подобной однобокости явилось культурное обеднение и духовная пассивность. В Афинах гомеровский идеал образованности нашел в VI-V вв. до н.э. свое дальнейшее развитие в форме мусическо-гимнастического образования. К мусическому относились все искусства: поэзия, музыка, театр, изобразительное искусство, скульптура, а также искусство счета, речи и даже философия. К V в. до н.э. в Афинах не было ни одного неграмотного.

В Греции была создана стройная система античного образования, которая сохранила свое значение не только до конца античного периода, но в основных чертах дошла до нашего времени: на первой стадии начального элементарного образования дети обучаются чтению, письму и счету, наряду с ними даются уроки гимнастики и музыки. Затем следует более высокая ступень образования — в гимнасиях изучаются грамматика, риторика, а также математика, обучение спорту и музыке продолжается на более высоком уровне. Кульминацией учебного процесса было изучение философии и риторики.

В Риме идеалом считался крестьянин-воин. Поэтому в качестве необходимых знаний кроме умения читать, писать и считать нужно было иметь знания сельскохозяйственные, врачевания, красноречия и военного дела. Со II в. до н.э. в Рим начинает проникать греческая система образования, хотя окончательное утверждение ее относится к 1 в. до н.э., правда с римскими особенностями.

Гармоничное соединение греческой и римской образовательных систем осуществлено Цицероном. Математика ушла на второй план, на первом плане были юридические науки. Изучение языков и литературы велось одновременно с изучением римской истории. Уроки музыки и гимнастика как таковые отсутствовали, но проводилось обучение верховой езде, фехтованию и плаванию. На более высокой стадии образования изучалась риторика и устраивались образовательные поездки римских молодых людей из знатных родов в греческие культурные центры, где они получали знание философии.