Скульптура периода архаики и ранней классики

Греческие ваятели были ориентированы на познание человеческого тела. Тела мужчины и женщины являются самым лучшим, самым точным изображением богов. Это способ познания и объяснения мира. Статуи куросов и кор — это слово, облечённое в мрамор, слово, обозначающее бога. Любовь человека к богу и его любовь к собственному телу стали побудителем творчества.

Идеально красивое тело было отражением красоты внутренней. Идеальная красота в понимании греков должна была приносить пользу — служить защите родного города. В скульптуре реализовался идеал калокагатии (от гр. «калос» — прекрасный и «кай агатос» — доблестный).

Идеальный образ складывался из идеальных черт множества людей, поэтому скульптура и располагалась в общественных местах (улицах, площадях), чтобы для множества людей эти статуи были примером для подражания. Это скульптура гражданская, народная, потому что она создана для народа, и национальная, потому что она общая для всех греков. Такое искусство отражает не взгляд конкретного скульптора на богов, а представление о них всего народа.

Архаика

Период архаики известен появлением первоначальной, зародышевой формы скульптуры ксоаны. Ксоаны выделяются тем, что образ ищется в природном объекте (дереве, камне), скульптору остается лишь придать ему дополнительную выразительность. В последующее время сложилось три типа изображения: коры, куросы, храмовый рельеф. У этих трех типов различные цели. Возьмем куросы. Это изучение азбуки мускулатуры. Тело атлета считается идеальным, для этого использовался метод пластической деформации, определенные группы мышц укрупняются, другие совсем исчезают. Узкие бедра, тонкая талия, широкие плечи все эти модификации «работали» над созданием идеального образа.

куросы

Лицо куросов освещалось «предохранительной» архаической улыбкой. Коры, как и куросы, подчинялись закону фронтальности, также улыбались, также были неподвижны. Отличие было в том, что коры всегда изображались одетыми и нарядными, с обилием украшений. В типе коры основным было не изучение анатомии, а эстетика драпировок, разнообразие одежд. Храмовый рельеф данного периода решал очень важную задачу соответствия скульптурного декора и того места, что выделял под него храм.

Ранняя классика

В греческой скульптуре Классический период берет начало с того, что греческим ваятелям удалось научиться «говорить» скульптурным языком и они смогли применять его для материализации своих идей (Дельфийский возничий). Впервые зашел разговор об индивидуальном творчестве. Появилось имя у скульптора — Мирон. Мирон известен тем, что создал Дискобола — изображение атлета, которое передает динамичное движение. Скульптор выбрал момент окончания движения взмаха, а бросок еще не начался.

дискобол

Это краткое мгновение неподвижности создало в статуе гармоническое равновесие. Мгновение, которое выхватил скульптор, можно сравнить с моментальным снимком. Таким образом, автору удалось ввести в скульптуру новый фактор, а именно — время ( что отличало от безвременных куросов).

Еще одна работа Мирона — скульптурная композиция Афина и Марсий. Инструментом группы, который позволил скульптору соединить образы и передать их наиболее выразительно, стал контраст (пластики, движений, гармонии и уродства, стихийности и разума). Впервые скульптурная композиция объединилась не постановкой фигур, а идеей, которая выразилась в движении и формах.