Древняя Индия

Общая характеристика

Культура Индии считается древнейшей культурой человечества, и развиваться она уже начала в III тысячелетии до Р. Х. Первые ее государства возникли в начале I тысячелетия до Р. Х. и имели характерный для Древнего Востока рабовладельческий деспотичный строй. Это содействовало неизменности и преемственности традиций, как в искусстве, так и в религии.

Индийское искусство характеризуется стремлением к чрезмерной роскоши и изяществу. Основными его признаками является постоянство народных традиций. Архитектура Индии продолжительное время сохраняет в себе элементы деревянного зодчества, идущие из глубин народного творчества. Живопись и скульптура также богата народными фантазиями, которые создали много героев и богов, ставшими традиционными.

Архитектура

В архитектуре Древней Индии основой являются каменные культовые сооружения, появившиеся вследствие пропаганды религиозных идей Буддизма. Многочисленные монастыри и храмы построены именно в этой традиции. Храмы украшались скульптурами, которые отражали мифы, религиозные представления и древнейшие легенды. Одним из основных культовых буддийских памятников считаются ступы. Строились они там, где по преданию проходила деятельность Будды и святых. Они были символом нирваны и в них хранили священные реликвии. Ступу ставили на круглое основание, по верху которого шел круговой обход. Из золота или другого драгоценного металла делали реликварий и ставили его на вершину. Над ним возвышался стержень, завешанный зонтами, которые убывали к верху. Это все символизировало знатность происхождения Будды.

Следующим видом монументальных культовых строений считалась стамбха — монолитный каменный столб. Столб содержал на себе высеченныеь эдикты и буддийские моральные и религиозные предписания.На вершине столба помещалась лотосовидная капитель, как украшение, которое несло различные скульптуры священных символических животных.

Построенные буддийские пещерные храмы назывались — чайтья. Монастыри и храмы высекали непосредственно в скальных породах, и они являлись подчас крупными храмовыми комплексами. Строгие и величавые помещения храмов обычно разделялись двумя рядами колонн на три нефа. Украшали их резьбой по камню, круглой скульптурой и живописью. Архитектура Индии, относящаяся ко времени I–III вв., получила изменения в сторону значительной декоративности форм. Широкое распространение получают башнеобразные храмы. Внутреннее пространство их почти не сформировано, зато внешне каждый ярус украшался скульптурным декором.

Чайтья в Карли. Разрез

Чайтья в Карли. Разрез

Скульптура

Пышно декорировались скульптурой фасады пещерных храмов, которые были во времена Гупта (I–III вв.). Ниши стен заполняло бесчисленное количество статуй Будды, которые выполнялись в высоком рельефе. Свободное место между скульптурами покрывалось резными орнаментами и ликами спутников и учеников Будды. Скульптурные рельефы подробно и тщательно изображали действующих лиц джатак — легенд из жизни Будды. Рельефы, как и священные книги, должны были освещать культ, которому они служили.

Новым стало изображение Будды в образе человека, чего раньше в искусстве Индии не встречалось. Образ самого Будды и буддийских божеств стал передавать представление о совершенной личности, облик которой гармонично сочетал в себе красоту физическую и духовное возвышенное состояние ясного созерцания и покоя.
Кроме буддийских фрагментов в храмах находились сюжеты и традиционные. Их помещали в ниши или обычно у стен. Это были громадные фигуры духов, божеств, богинь, которые выступли из мрака храма и воспроизводили на зрителя особое впечатление. Появились и портретные статуи — скульптуры правителей. Статуи передавали характерные черты облика с точно воспроизведенными деталями одежды.

Декоративно-прикладное искусство

Особым умением исполнения отмечались предметы литья из бронзы, ювелирные украшения и предметы искусства. Среди разнообразия керамических изделий, оформленные орнаментом блестящие сосуды, где на рисунках отражались растительные мотивы и животный мир. Изображения рыб, птиц, зверей, и змей выполнялись условно, и они всегда окружались растительностью. Роспись, как правило, наносилась по красному фону черной краской, а вот многоцветная керамика встречалась достаточно редко.