Немного о вероисповедании шумеров

Шумерская религия имеет свои корни в поклонении природным стихиям, таких, например, как ветер и вода. Силам природы изначально поклонялись как самим по себе. Однако со временем человеческая форма стала подобна этим силам. И с того момента контролировать природу стали боги в человеческом обличии.

Космос

Шумеры рассматривали вселенную как небо и землю. Шумерский термин для вселенной называется ан-ки, что переводится как «небесная земля». Земля рассматривалась как плоский диск, окруженный пустотелым пространством. Оно было закрыто твердой поверхностью, которая, по их мнению, была сделана из олова. Между землей и небесами было вещество, известное как «лил», что означает «воздух» или «дыхание». Луна, Солнце, звезды и планеты также были сделаны из лила. Полностью окруженное ан-ки было первобытным морем. Море породило ан-ки, что в конечном итоге привело к жизни.

Шумерские богословы считали, что всякая сложность космоса контролируется божественным и бессмертным существом. И что космос придерживался установленных правил.

Мир под землей был известен как нижний мир. Шумеры верили, что души умерших входили в нижний мир из своих могил, кроме этого, в городах были специальные входы в мир иной . Человек мог войти в нижний мир с помощью одного из этих специальных входов, но не мог уйти, пока не было найдено ему замены. Человек, входящий в нижний мир, должен был придерживаться определенных правил:

  • Он не должен шуметь.
  • Он не должен носить оружие.
  • Он не должен носить чистую одежду.
  • Он не должен вести себя нормально по отношению к своей семье.
  • Он не должен носить сандалии.
  • Он не должен был погружаться в «хорошее» масло.

Несоблюдение этих правил заставило бы человека остаться в живых с обитателями преисподни, пока бог не вмешается от их имени. Нижним миром управляли Нергал и Эрешкигал. Спустившись в нижний мир, душа должна была пересечь реку с помощью лодочника, который переправил бы её. Затем она сталкивались с Уту, который судил душу. Если бы решение суда было на пользу человека — душа жила бы счастливой жизнью. Однако, по общему мнению Шумеров, жизнь в нижнем мире была мрачной.

Боги

Боги шумеров имели человеческую форму и черты. Они ели, пили, выходили замуж и сражались друг с другом. Несмотря на то, что боги были бессмертными и всемогущими, было очевидно, что они могут быть ранены и даже убиты.
Каждый бог придерживался набора правил божественной власти, известных как «я». «Я» сделал так, чтобы каждый бог мог поддерживать функционирование космоса в соответствии с планами, переданными им Энлилом.

Сотни божеств были признаны в шумерском пантеоне. Многие были женами, детьми и слугами более могущественных божеств. Боги были организованы в кастовую систему. Во главе системы был царь или верховный правитель. Четырьмя самыми важными божествами были Ан, Энлил, Энки и Нинхурсаг. Это были четыре божества-создатели, которые создали всех других богов. Первоначально Нинхурсаг был главой пантеона, хотя в конечном итоге он был отстранен Энлилом. Энлиль считается самым важным богом. Он известен как «царь небес и земли», «отец богов» и «царь всех богов». Энлиль разработал широкие конструкции для вселенной. Тем не менее, именно Энки развивал и выполнял свои планы. Нинхурсаг считался матерью всех живых существ.
Под четырьмя божествами-создателями были семь богов, которые «постановляют судьбы». Это были Ан, Энлил, Энки, Нинхурсаг, Нанна, Уту и Инанна. За ними последовали 50 «великих богов» или Аннунаки, дети Ан.

Роль человечества

Шумеры считали, что их роль во Вселенной — служить богам. С этой целью древние шумеры посвятили большую часть своего времени тому, чтобы обеспечить свою милость богам поклонением, молитвой и жертвоприношением. Считалось, что у высших богов есть более важные дела, чем выслушивание ежедневных молитв обычного человека, и поэтому личные боги были созданы как посредники между человеком и высшими богами. Личные боги слушали молитвы и передавали их высоким богам.

Храм был центром поклонения. В каждом городе обычно был большой храм, посвященный богу-покровителю, а также небольшие святыни, посвященные другим богам. Ежедневные жертвы состояли из животных и продуктов, таких как вино, пиво, молоко и мясо. Кроме того, специальные мероприятия вызывали захватывающие торжества, которые иногда продолжались в течение нескольких дней. Специальные праздники проводились в день новолуния, 7, 15 и последний день месяца. Однако самым важным днем был Новый год.

Главу храма звали санга. Санга отвечал за то, чтобы финансы храма, здания и повседневная деятельность были в хорошем состоянии. Эн был духовным лидером храма. Эн может быть мужчиной или женщиной в зависимости от божества. В соответствии с Эн были различные классы священства, такие как гуда, мах, гала.
Главный храм города обычно был посвящен их божеству-покровителю. Божества-покровители часто принимали силы других божеств, которые, как правило, приводили к путанице и противоречию в литературе древнего Шумера. Например, древние легенды часто менялись, чтобы отразить новую популярность конкретного бога.

Религия

Религия древних шумеров оставила свой след на всем Ближнем Востоке. Мало того, что его храмы и зиккураты разбросаны по всему региону, но и литература, космология и ритуалы оказали влияние на их соседей до такой степени, что мы можем видеть отголоски Шумеров в иудео-христианско-исламских традициях сегодня.
В каждом городе находился храм, который был резиденцией главного бога в шумерском пантеоне, поскольку боги имели мощные силы, которые часто диктовали судьбу человека. Руководители городов обязаны были угодить божеству покровителя города не только по доброй воле этого бога или богини, но и по доброй воле других божеств в совете богов. Первоначально священники играли эту роль, и даже после того, как светские короли поднялись к власти, духовенство все еще обладало большой властью через интерпретацию предзнаменований и снов. Многие светские правители переутверждали божественное право;

Шумерская космология

Из стихов, разбросанных по всем гимнам и мифам, можно составить картину создания вселенной (анки) в соответствии с шумерами. Первобытное море (абзу) существовало прежде всего. В нем было создано небо (а) и земля (ки). Граница между небом и землей была сплошным (возможно, оловянным) хранилищем, а земля была плоским диском. Внутри хранилища лежала газообразная «лила» или атмосфера, более яркие части которой образовывали звезды, планеты, Солнце и Луну. Каждое из четырех главных шумерских божеств было связано с одним из этих регионов. Боже небесный, возможно, был главным богом пантеона до 2500 г. до н.э., хотя его значение постепенно ослабевало. Ки, вероятно, было оригинальным именем богини земли, чье имя чаще всего присваивается к Нинхурсаг (королева гор), Нинма (возвышенная леди) или Нинту (дама, родившая) , вероятно, что эти двое были прародителями большинства богов.

Согласно «Гильгамешу, Энкиду и Пустому миру», в “первые дни” все необходимые вещи были созданы. Небеса и земля были разделены. Вознесшийся на Небеса Энлиль взял землю, Эрешкигаль был унесен в преисподнюю, и Энки отплыла вслед за ней.

Что есть “я”?

Еще одна важная концепция в шумерском богословии — это “я”. “Я” был универсальным указом божественной власти. Это призывы, которые распространяют искусство, ремесла и цивилизацию. “Я” был собран Энлилом в Экуром и передан Энки для охраны и передачи миру, начиная с Эриду, его центра поклонения. Оттуда он охраняет “я” и передает людям.