Первобытная художественная культура

Общая характеристика

Инструментом познания мира в первобытной культуре служили мифы, а сама культура первобытных воспринимается как способ опредмечивания мифов. В данный период вырабатываются критерии художественного творчества: способность оперировать линией и цветом; создание изображений предметов видимого мира; формирование эстетического чувства как стимула к подобной деятельности.

Изображения на плоскости

Основа жизни эпохи палеолита – охота, поэтому основная тема палеолита – тема зверя. Изображение зверя реализовывало желание им овладеть. Согласно принципу «подобное притягивает подобное» нарисованный зверь воспринимался аналогом реального зверя. Для таких изображений требовался анализ формы и качеств (во время охоты, во время разделки туши), при этом сам рисунок становился синтезом всех приобретённых знаний. Животное на рисунке не конкретный объект, а собирательное изображение всего вида. Изображение видоизменялось по мере увеличения сведений об окружающем мире: динамичная линия, сменившая статичную, передавала не только границы тела, но динамику животного, штрихи выражали массу и объём. По мере осознания человеком значимости своего места в мире рядом с изображением животного появляется изображение человека. Примеры подобного творчества — пещеры Альтамира, Фон де Ром, Ласка, Капова пещера.

Зарождение орнамента

Специализация орудий труда диктовало более целесообразную и изящную форму. Помещение рисунка в естественном обрамлении (оленьи рога, жезлы вождей) потребовало компоновки. Схематизируя и обобщая видимые предметы, человек неолита учился абстрагировать, познавал общие принципы формообразования. Мотивы, символизирующие понятия окружающего мира, выстроенные в определённую ритмическую структуру, являют миру архаический орнамент. Орнамент как материализованный заговор защищает человека.

Древнейшие формы архитектонического творчества

В эпоху палеолита человек использует случайные пристанища: пещеры, ветровые заслоны, ямы в земле. В период неолита появляются простейшие хижины, общинные дома, свайные постройки. Поздний этап неолита стал началом строительства мегалитических сооружений (от греч. «мегас» — большой и «литос» — камень).Менгиры (от брет. «мен» — камень, «хир» — высокий) — одиноко стоящие вертикальные глыбы от 5 до 20 м высотой, исполнявшие в основном роль памятников. Кромлехи – (от брет. «кром» — круг, «лех» — камень) концентрические ряды столбов, соединенных блоками-балками. Законченным же типом архитектурного сооружения можно назвать дольмены (от брет. «толь» — стол, «мен» — камень), поскольку в них, помимо внешнего объёма, был и внутренний. Дольмены состояли из вертикальных ограждающих блоков/стен и горизонтальных балок/плит. Очевидно, они служили жилищами/гробницами родовых вождей.