Декоративные сады Древнего мира

Декоративное садоводство возникло на самых ранних этапах развития человеческой цивилизации, о чем свидетельствуют описания, графические изображения, найденные археологами при раскопках мест древних городов.

Самыми древними из известных садов считаются сады в Египте. Сохранились документальные подтверждения о существовании декоративных садов в IV-III тысячелетий до н. э. Регулярные сады с бассейнами и разнообразными породами деревьев изображали на росписях эпохи Нового царства, начиная с середины II тысячелетия до н. э.

Сады располагались во внутренних дворах дворцов и состоятельных домов, на священных местах храмов. В садах разводили цветы, оформляли клумбы, высаживали аллеи из деревьев и кустарников. Гипостильные залы храмов являлись символом рощи деревьев, а часто поставленные колонны олицетворяли собой пальмы.

На рисунке по фрагменту настенной росписи XV-XIV вв. до н. э. можно представить, каким были дом и сад египетского вельможи. План скорее напоминает художественно-графическую композицию, где все подчинено строгому ритму, геометрические акценты расставлены в ассиметричной последовательности, соразмерность и масштаб являются определяющими, как и во всем искусстве Древнего Египта.

сад египетского вельможи

Сад египетского вельможи

Сады присутствовали во всех странах Месопотамии, Древнего Востока, в Иране, Китае и Индии. Чаще других упоминаются так называемые Висячие сады Семирамиды в Южном дворце Вавилона, считающиеся одним из семи чудес света. Раскопки открыли значительное число кирпичных столбов, поддерживающих массивное перекрытие, на котором и находились знаменитые сады.

Висячие сады Семирамиды

Висячие сады Семирамиды

Только из легенд мы знаем о небывалой экзотической красоте фонтанов и каскадах воды, стекающих с искусственных уступов, о чудесах, которые проявили древние художники при создании этих садов.
Органическое соединение древних греческих городов с природой и ландшафтом – один из лучших примеров заимствования идей современными дизайнерами, достойный подражания и восхищения.

Акрополи и театры греческих и эллинистических городов Пелопоннеса и Малой Азии, которые составляли центры городских композиций, как бы вырастают из ландшафта. Таков ансамбль Афинского акрополя, выглядящий как скульптурное завершение той скалы, на которой он стоит. Таковы и театры Эфеса, Приены, органично вписанные в склоны гор, которые, в свою очередь, естественно образуют террасу агор и площадок для общественных зданий.

Во внутренних двориках своих жилых домов греки делали небольшие водоемы с мозаичным рисунком на их дне, в домах – кустарники и цветы в ящиках организовывали небольшие островки живой природы.
В Греции существовали и публичные общедоступные сады. Город, вписанный в природу, окружали рощи оливковых деревьев, сельскохозяйственные угодья как бы опоясывали его, оберегая жителей своей «живой силой», и внедрение живой природы непосредственно в городскую структуру оставалось минимальным.

Садово-парковое искусство Древнего Рима существовало в виде садов при домах, дворцах и усадьбах. Сады при двориках городских жилых домов сохранили греческую традицию, о чем свидетельствуют раскопки Помпеи.
Несметные богатства и трофеи римлян-завоевателей позволили возводить роскошные дворцы и виллы, окружаемые садами. Сады отражали традиции и уклад жизни римской знати. Один из внутренних дворов занимал сад вечнозеленых растений, называвшийся виридариум и служивший для вечерних пиршеств.

В непосредственной близости к вилле размещали регулярно распланированные декоративно-прогулочные сады с дорожками, обсаженными стрижеными деревьями и кустарниками, которые проходили между газонами и цветниками. В искусстве стрижки зеленых насаждений и в цветоводстве римляне достигли высочайшего уровня с точки зрения технического воплощения смелых идей художника.

Эстетика пластических и цветовых композиций сочеталась с благоуханием цветов, шумом воды фонтанов и каскадов. Обязательным условием в прогулочном саду была связь с окружающим пейзажем, где с его террас должны были открываться панорамы окрестностей. Именно поэтому выбор площадок для возведения террас осуществлялся с учетом открывающихся видов на море, гористые склоны, архитектурные ансамбли.

В садах Рима, а впоследствии и всей Италии, великолепно использовался гористый рельеф, на склонах которого развивалась система террас, которые соединялись лестницами и пандусами. На террасах разбивались сады, а текущая с гор вода, использовалась для обустройства бассейнов, фонтанов, искусственных водопадов. Такие сады на рельефе впоследствии получили название “итальянских”.

Итальянский сад

Итальянский сад

Большинство имеющихся сегодня приемов устройства регулярных садов, разного сочетания искусственных сооружений с природой, использования земельных участков, растений и воды для создания ландшафтной среды, получили свое начало в античный период. Античная школа ландшафтной организации городской среды оказала непосредственное воздействие не только на Европу, но и на весь мир.