Крито-микенская культура и искусство

Общая характеристика

Минойская цивилизация представляла собой конфедерацию городов. Минойцы плавили бронзу, изготавливали керамику, строили дворцовые комплексы (Кносс, Фест, Маллия). Минойская цивилизация очень пострадала после сихийной катастрофы XV в. до Р. Х. — взрыв вулкана Санторин, который, вероятно, послужило основой для мифа об Атлантиде.
После извержения вулкана к власти на острове приходят ахейцы, таким образом, возникает микенская культура, куда входят Крит и материковая Греция. В ней объединяются минойские и греческие элементы, а в XII в. до Р. Х. микенская культура уничтожена была дорийцами.

Архитектура

Крит

В XXI–XVI вв. до Р. Х. центрами власти и культуры были Кносс, Фест и Маллия. Монументальная архитектура дворцов и фресковые росписи — главные детали, отличающие Критскую культуру. Величественные лестницы, колоннады, фрески и гипсовые рельефы, покрывавшие стены дворцов, оформляли придворную жизнь.

Критские дворцы представляли собой комплекс обжитых помещений и множество зал, составляющих лабиринт и сосредоточенных вокруг широкого двора. Дворец занимал площадь 150 на 100 м. Не монументальность являлась решающей в архитектурной композиции, а комфорт, поскольку, хотя дворец с виду хаотичен, архитектура его цельна и в идеале приспособлена к требованиям местного климата. Свет проникал в залы дворца с обширного центрального двора; если он не доходил до какой-либо точки, архитектор делал световые отверстия в перекрытиях, или специальные окна верхнего света. Монументальные лестницы Кносского дворца, а также лестницы дворца в Фесте, служили не только для сообщения, но как своеобразные трибуны для зрителей, где можно было следить за играми или иными зрелищами.

лестницы Кносского дворца

лестницы Кносского дворца

Микены и Тиринф

В отличие от критян, не опасавшихся вторжений, ахейцы строили мощные оборонительные сооружения. Женственную, изысканную минойскую культуру сменила суровая и мужественная микенская цивилизация. Символами могущества местных царей стали огромные укрепления на возвышенных холмах, обнесенные прочными стенами. Конструкции этих укреплений отличалась от конструкции критских построек. Сами греки называли такие постройки циклопическими.

На исходе XIV в. до Р. Х. были построены дворцы в Микенах и Тиринфе, также оборонительного характера. Чтобы попасть внутрь дворца, нужно было справиться с проходом, идущим вдоль высокой стены крепости и устроенным так, что атакующие вынуждены были поворачиваться к этой стене правым боком, не прикрытым щитом. Центр его образовывал мегарон — большой прямоугольный зал с четырьмя колоннами с очагом посередине. Изолированный мегарон занимал в микенских дворцах центральное место. Мегароны Крита были без очага и со световыми отверстиями. Мегароны Микен не имели окон: свет попадал внутрь только через двери, а дым от очага выходил через отверстие в потолке.

Мегароны Крита

Мегароны Крита

Живопись

Крит

Фрески Крита выделялись яркими красками. Фресковая живопись в Кносском дворце покрывала стены 1500 помещений. Сюжеты представляют сцены из придворной жизни, есть изображения животных и растений, мотивы не повторяются; фантазия авторов росписей богата. Поразительно совершенство техники живописи, тонкость и живость красок. Невзирая на некоторую стилизацию в изображении животного и растительного мира, композиции живые и непосредственные.

Микены и Тиринф

Несмотря на эти различия в устройстве, интерьер микенских дворцов был типично критским. Здесь также стены покрывали фрески, правда, художники проявляли гораздо меньше изобретательности и воображения, чем прежде. В Микенах преобладали батальные и охотничьи сцены. Фрески рассказывали о жизни царей и аристократии и почти ничего не сообщали о быте обычных людей.

Декоративно-прикладное искусство

Крит

Реализм, присущий фрескам, прослеживается и в современной им керамике. Мир природы является не только источником орнаментальных мотивов: художники стремились передать его живое очарование. В орнаменте всё чаще преобладают животные и растения, появляются осьминоги, дельфины, каракатицы, моллюски, а вместе с ними крокусы, лилии, пальмы — и все это отличается необычайно ярким колоритом. Для местной керамики характерно огромное богатство орнаментальных мотивов и особая праздничная торжественность. Наиболее распространены были амфоры и большие, высотой до 2 метров пифосы для хранения оливкового масла и вина.

Микены и Тиринф

Ремесленники этого периода выделывали льняную ткань, горшечники, наряду с амфорами и гидриями, изготовляли ванны из терракоты и много других сосудов, названий которых пока не удалось установить. Так же обстояло дело и с мебелью. Упоминаются каменные столы разных типов: инкрустированные эбеновым деревом, золотом и серебром, слоновой костью. Круглые, со спиральным орнаментом, с разным количеством ножек и так далее.