Категории исторического бытия искусства

Искусство — это один из универсальных способов познания и воспроизведения мира, в котором царит эмоционально — чувственное начало, творческое воображение, целостное, всеобъемлющее видение мира и человека и особая логика бытия. Во многом эта логика обусловлена изменениями парадигм мировоззрения и экономических условий, которые неразрывно связаны и взаимообусловлены.

Например, появление кинематографа было невозможно без социально — экономического развития, развития науки и техники. Совершенствование информационных носителей позволило запечатлеть принципиально единичное исполнение музыкального произведения; неотъемлемым от развития техники является бытие архитектуры. Однако искусство способно с помощью фантазии, творческого воображения “подниматься” над социально — экономическим уровнем действительности.

Так, совершенствование музыкальных инструментов не привело к исчезновению вокальной музыки, использование в композиторском творчестве компьютерных технологий не отменило значение личного мастерства и уникальности видения мира композитора. Компьютерная графика раскрыла перед кинематографом невиданные ранее возможности, но не потеряла значения актерская игра, глубина и масштабность режиссерского замысла. Компьютерная плоскость существования литературы в наше время не “отменила” книгу, и ни одно из средств закрепления информации не уменьшит значение общения исполнителя и зрителя в театре и концертном зале.

Таким образом, материальное начало является одним из внешних определяющих факторов
художественного процесса.
В процессе художественного освоения мира исключительно значимы его внутренние силы — традиции и новаторство, придающие искусству определенной независимости от материальной плоскости. Они есть центробежными и центростремительными факторами, соотношение которых определяет логику художественного процесса.

В отличие от научного знания, дальнейшие достижения которого могут определенным образом “перечеркнуть” ценность предыдущих достижений, художественные традиции не теряют своей значимости . Они аккумулируют в себе духовный опыт определенной исторически культурной эпохи, концентрируют ее определяющиеценности, которые могут актуализироваться в контексте других парадигм мировоззрения.

Изменение ценностных ориентаций, мировоззренческих опор обусловливает новаторское формирование новых художественных установок.
Традиции, ориентированные на сохранение опыта и новаторства, направленные на их преодоления, реализуются в своеобразной, спиралевидной динамике. Так, например, художественные установки Античности были отвергнуты искусством Средневековья,
но призваны к жизни Ренессансом. На рубеже XVIII -XIX вв . сентиментализм противостоял рациональности классицизма XVII -XVIII вв . , возвращаясь к эмоциональности барокко.

Такая логика “отрицание – восстановление” традиций обусловливает вопросы общей направленности художественного процесса: опирается ли он на стремление прогресса, достижения все большего совершенства, универсальности?

Вряд ли можно утверждать, что искусство классицизма совершеннее барокко, а романтизм более совершенный, чем искусство Возрождения. Художественные реалии современности придают этому вопросу еще большей дискуссионности. Однако творческий путь каждого художника — это непрерывный путь к высотам мастерства, вне этих стремлений совершенства художник теряет свою сущность.

Художественному процессу присуща разнонаправленность. С одной стороны, это обусловлено разнообразием индивидуальных нюансов мировоззрения и особенностей творческих стилей художников. С другой — одновременным существованием различных по мировоззренческим установкам и продолжительностью художественных направлений и течений, разнообразием их панорамы от Нового времени до современности.

Эти особенности художественного процесса обусловливают проблемность его периодизации. Г. В. Ф. Гегель, рассматривая художественную практику человечества, опирался на понятие художественных суток. По его мнению, в истории искусства выделяются три сверхмасштабных суток — символическая, классическая и романтическая.

Современное эстетическое знание, используя понятие “художественный мир”, периодизирует
исторический путь искусства таким образом:

Древнее искусство, направленное на осмысление общих, вневременных основ мироздания и соответственно — понятие пространства (от суток первобытности к Средневековью
включительно);

Искусство эпохи Возрождения и Нового времени, направленное на постижение именно процесса бытия и времени;

Искусство Новейшего времени и современности, обозначенное свободой в овладении тем и
пространством .

Данная периодизация фиксирует глобальные признаки творческого мышления и “нивелирует“ внутреннее разнообразие художественного процесса, которой в большей мере соответствует категории — художественный метод, направление, течение, школа, стиль и т.п.

Основа художественного метода — система мировоззренческих ориентаций, в целом присуща искусству определенной эпохи (или индивидуальному мировоззрению художника). Эта система определяет отбор жизненных явлений, специфику их постижения, воспроизведения и оценки.
Если художественный метод – “Призма” художественного мировоззрения эпохи, то художественное направление характеризует ее как концепцию мировоззрения, так и круг приоритетной проблематики и средств выразительности.

Художественное направление

Художественное направление — обобщенное понятие, определяющее наиболее показательное, типологическое в художественной практике отдельного периода c возможными разногласиями воплощение национально (регионально) и индивидуально интерпретируемые общими установками.

Как художественные направления обычно определяют барокко, классицизм, реализм, романтизм, модернизм, каждый из которых существует в “множественности”. Классицизм, например, во французском, русском, украинском “вариантах”, в контексте венской классической симфонической школы имеет ряд весьма специфических признаков.

Общий мировоззренческий фундамент и сферу выразительности романтизма личностно интерпретировано в творчестве каждого из его представителей. В эстетике часто отождествляются художественное направление и историко-культурная эпоха. Например, выделяют мифологический реализм Античности, средневековый символизм, реализм эпохи Возрождения.

Постепенное разнообразие художественной практики в дальнейшем демонстрирует несоответствие художественного направления и эпохи. Новое время содержит различные по мировоззренческим опорам и сферой выразительности барокко, классицизм и реализм,
художественную панораму XIX в. составляли романтизм, импрессионизм и реализм, художественную панораму XX в. составляли модернизм, реализм и специфическая художественная ситуация постмодернизма.

С рубежа XVII -XVIII вв. художественный процесс разнообразен формированием художественных течений, варьирующих мировоззренческие опоры направлений и соответствующие системы их творческого воплощения и, как правило, непродолжительно реализуется в отдельных видах искусства.
Обычно, художественные течения определяют рококо, сентиментализм, примитивизм, пуризм, фовизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм и т.д.

Единство мировоззренческих и стилистических опор в контексте определенной национальной общности (региона) или группы художников, часто также соединены теоретическими декларациями, характеризуют понятие “художественная школа”. Так, как собственно художественные школы в музыке XVII в.

Возникают английская верджинальная, немецкая органная, итальянская скрипичная, французская клавесинная, в искусстве XIX в. — Российское объединение композиторов “Могучая кучка”, французская Барбизонская школа живописи, в XX в. – объединение композиторов “французская шестерка” и другие.

Категория “художественный стиль” характеризуется “опредмечиванием” творческого мировоззрения, имеет материально закрепленную, относительно устойчивую систему принципов художественного воспроизведения. Художественный стиль функционирует на разных уровнях. На уровне художественной суток можно определять особенности стиля символического искусства или искусства Древнего Египта.

Бесспорным является самостоятельное стилистическое оформление художественных
направлений и течений. Таким же полноправным будет использование данной категории в отношении национального
аспекта постижения искусства и личностного творческого мировоззрения.